Выступление на тему роды и виды красноречия

Ораторская речь издревле считалась эффективным методом воздействия на людей. Ее основы зародились в Древней Греции, когда люди демонстрировали свои произведения, выступая на агоре или в античных театрах. С тех пор это искусство претерпело некоторые изменения, которые касаются исполнения речи, однако его цель и основная структура ценятся и в настоящее время.

Основы ораторского искусства

Существует несколько риторических канонов, по которым происходит построение речи. Они уместны не только в публичных выступлениях, но и в повседневной жизни, во время обычного разговора. Следуя им, человек сможет грамотно выражать свои мысли, которые будут доступны окружающим.

  • Первый этап – инвенция. Здесь оратор отбирает материал, который потом подвергнется обработке (осмыслению) и будет продемонстрирован. Именно на этой, первой, ступени построения речи выделяется предмет освещения, т.е. то, о чем будет говорить автор.
  • Второй этап – диспозиция. Здесь предмет становится понятием, происходит включение его в систему других знаний. В этот период формируется композиционная схема выступления, выделяются логические связи между предметами анализа. Таким образом, диспозиция выступает гарантом правильного понятийного аппарата речи.
  • Третий этап – элокуция. Здесь автор оформляет отобранные понятия в словесную форму. Вербализация может происходить посредством нелогичных способов, которые зачастую и становятся главным инструментом воздействия: тропов и фигур.
  • Четвертый этап – акция. Здесь автор отрабатывает будущее выступление, учитывая интонации голоса, паузы и само произношение слов. Также на данном этапе определяются жесты и мимика, которые позволят гармонично донести информацию и правильно воздействовать на аудиторию.
  • Пятый этап – мемория. Теперь оратору необходимо запомнить свою речь, чтобы быстро ориентироваться в том, что он намерен говорить.

Роды и виды ораторской речи

Современная риторика обладает несколькими родами и видами красноречия. Они зависят от области, для которой предназначена речь, ситуации, в которой ее реализуют, а также темы и формы. Род – наиболее широкое понятие, он определяется в зависимости от объекта речи, цели, формы и ситуации. Ораторская речь может классифицироваться на несколько родов. А именно:

  • академическая;
  • социально-политическая;
  • духовная;
  • социально-бытовая;
  • судебная.

Ораторская речь в зависимости от рода классифицируется на виды. Они конкретизируют область, ситуацию и аудиторию выступления.

Академическая речь представлена лекциями (школьными или вузовскими), научными докладами, обзорами, сообщениями, а также выступлениями на научно-популярную тематику. Для этих видов характерна информационная насыщенность, минимум использования экспрессивных выражений, а также оперирование фактами. Изложение строится на доступном языке для широкой аудитории с отсутствием излишне специфичных понятий, значение которых может быть неизвестно слушателям.

Судебная ораторская речь представлена двумя видами: прокурорской и адвокатской. Для них характерна эмоциональная насыщенность, которая обязательно подкрепляется аргументами.

Социально-политическое выступление имеет множество видов, самые распространенные из них – агитаторская и митинговая речь, которые в демократических государствах можно часто слышать накануне выборов. Также к этому роду публичных выступлений относятся дипломатическая, парламентская, военно-патриотическая речь и доклад. Для них характерны экспрессивная лексика, неожиданные сравнения в сочетании со статистическими данными и другими объективными фактами.

Социально-бытовой род выступления представлен 5 видами: юбилейная речь, приветственная, застольная, надгробная и приемная. Для них характерны эмоциональные восклицания и личностные оценки.

Духовная речь имеет два вида: проповедь и церковная (официальная). Они насыщены старославянизмами, носят поучительный характер и необязательно основываются на конкретных фактах.

Таким образом, существует достаточно много видов и родов публичной речи. Они, в свою очередь, подразделяются на жанры, которые определяют объем и стилистику текста. Однако к какому бы виду и жанру не относилось выступление, оно должно содержать полезную и доступную информацию, а автор должен хорошо владеть мимикой, жестами и голосом, чтобы правильно и эффективно донести то, что он намеревается сказать.

источник

С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

Отличительной чертой социально-политического красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом. К социально-политическому красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

Особенностью церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

Особенностью судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления.

Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия — текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических приемов убеждения.

Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать научные сведения доступными неспециалистам.

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.

В.В Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

источник

Риторика. Роды и виды риторики

1. Риторика как наука и как искусство.

«Товарищи! Я сейчас из камеры народного судьи! Разбиралось необычное дело: дети убили свою мать. В свое оправдание убийцы сказали, что мамаша была большая дрянь. Но дело в том, что мать все-таки была поэзия, а детки – имажинисты». Так начал одно из своих блестящих выступлений В.В. Маяковский – не только большой поэт, но и талантливый оратор, он мастерски владел словом и виртуозно – голосом. Маяковский умел держать зал в напряжении, мог заставить негодовать, восхищаться, смеяться. Его выступления – не скучный утомительный доклад о поэзии, а зажигательная речь, искрометная беседа, живой диалог. Публика ценила это, поэтому мест в зале всегда не хватало.

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, – одним словом, красиво», – утверждал великий оратор древности Цицерон.

Русский оратор М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» добавлял: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней Греции возникло ораторское (лат.) искусство. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское слово «красноречие».

Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня – обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, – это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика – это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Так красноречие становилось необходимостью.

Появляются платные учителя-софисты (греч. мудрец), обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь и порицать, и восхвалять.

Против софистов выступал древнегреческий философ и оратор Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.). Для Сократа истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Он утверждал, что, прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. Он указывал, как должна быть построена речь: на первом плане – вступление, затем следуют изложение, доказательства и выводы.

Эти мысли Сократа были развиты его учеником Платоном (ок. 427–347 гг. до н. э.) в работах «Софист», «Федр» и др.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил свои мысли о красноречии в «Риторике», состоящей из 3-х книг. Он много внимания уделял стилю. Требования Аристотеля к стилю: ясность, доступность, изящество, благородство.

Ораторы так ценились, что знаменитый историк Плутарх составил жизнеописания великих ораторов древности. Например, Демосфен, рассказывает он, сделал себе специальное помещение, куда каждый день спускался укреплять голос и отрабатывать приемы. Иногда он по три месяца не выходил оттуда. Для этого нарочно он выбривал полголовы. Невнятный шепелявый выговор Демосфен старался исправить, набрав в рот камешков, голос укреплял, разговаривая на бегу или поднимаясь в гору. Жесты отрабатывал перед большим зеркалом. Так он стал знаменитым оратором и доказал, что ораторами не рождаются, а становятся.

Культуру Древней Греции воспринял Рим. Расцвет римского красноречия приходится на I век н. э. Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Тулий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). Он ставил перед оратором следующие задачи: доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов, доставить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести.

В средние века ораторами становились, как правило, деятели церкви. Постепенно начинается закат риторики. Расцвет ее отмечался лишь в периоды европейских революций.

На Руси красноречие почиталось и использовалось русскими князьями, священниками, торговым людом. До наших дней дошли прекрасные образцы устной и письменной публичной речи в таких произведениях древнерусского искусства, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, переписка Ивана Грозного с князем Курбским, в страстных монологах Максима Грека.

Первым автором русской риторики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. в 1626 г.). В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение. Первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определял риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию. Известны интересные труды И.С. Рижского, Н.В. Кошанского, М.М. Сперанского и др.

Характерной особенностью русской риторики было деление на общую и частную. Общая изучает законы, присущие всем произведениям, частная занимается исследованиями особенностей каждого рода произведений.

Во второй половине XIX в. начинается упадок риторики и в России. В этот период известно судебное красноречие. Всеобщий интерес вызывали выступления таких юристов, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

После Октября 1917 г. делается попытка возродить риторику. Революцию надо было защищать не только оружием в бою, но и словом. Блестящими ораторами были Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, A.B. Луначарский. В дальнейшем, кроме пропагандистских и лекционных форм, ораторское искусство не получает развития, сводясь к отчетным докладам на съездах и всевозможных совещаниях.

Вновь интерес к публичной речи, к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы двадцатого столетия. Многопартийная система, предпринимательская деятельность, необходимость выступлений в парламенте привели к возникновению неориторики. Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать случаи обмана или манипулирования. Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации интересов говорящего и слушающего.

Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

В зависимости от целевой установки выделяют следующие типы речи: развлекательную, информационную, убеждающую, призывающую, воодушевляющую.

Социально-политическая речь в России была развита слабо. Известны речи полководца A.B. Суворова, революционера М.А. Бакунина, политика П.А. Столыпина и др.

Расцвет социально-политической речи начался в период демократических преобразований в 80–90 гг. XX столетия, в период споров о судьбе России.

Ее особенности – актуальность, убедительность, полемичность, страстность. К социально-политическому красноречию относятся выступления на политические, этико-нравственные темы. Самый распространенный вид – доклад. Он строится по определенной схеме: во вступлении дается обзор темы, краткая характеристика проблемы, предлагаются вопросы для обсуждения. Основная часть освещает вопрос глубоко и полно, анализирует, называет просчеты и отмечает достижения, заключение подытоживает, подводит к перспективам, намечает возможные пути для реализации проектов и решений.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей.

К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном – вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача – научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого – В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса – законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить – составляющие судебной речи. Особенности судебной речи – знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом высокого слога могут служить речи Ф.Н. Плевако.

«Покойный был борцом за права, за честь; покойный спасал обвиняемых, защищал сирого и обиженного. Так неужели ему нужна тризна, неужели ему приятнее слезы осужденного, как благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни по нем».

Социально-бытовая речь самая распространенная. В настоящее время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой речи в России восходят к придворному красноречию XVIII в. Для придворного красноречия было характерным использование сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все более свободным и простым. В настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых клише.

«В этот праздничный день разрешите мне по поручению нашего коллектива от всей души поздравить уважаемого Ивана Ивановича с днем рождения и пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и плодотворной работы».

Духовное (церковно-богословское) красноречие имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его подвида: дидактическое, имеющее целью наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным событиям или датам. Проповедники Древней Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла Туровского – XII в., Тихона Задонского – XVIII в., патриарха Московского и всея Руси Пимена – XX в. и др.

Особенностью духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент воспитания, обращение к внутреннему миру человека.

Духовное красноречие изучает специальная наука – гомилетика.

Роды красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто они переплетаются по тематике.

Рекомендуемые для обсуждения темы и задания

1. Риторика и ее задачи в настоящее время.

2. Подобрать или самостоятельно подготовить примеры, относящиеся к различным видам и родам красноречия.

источник

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII–XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия:

1)придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства;

2)духовное (церковно-богословское);

3)военное красноречие – обращение полководцев к солдатам;

4) дипломатическое;

5)народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации:

К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

V. духовное (церковно-богословское).

Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являютсявиды или жанры.Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

I.К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

II.Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического созна­ния

III. Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.

IV.К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года» М. В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I, а затем оратор говорит о Петре I, отмечая его заслуги, обрисовывая облик императора. В таком же стиле М. В. Ломоносов произнес «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне» 26 ноября 1749 г.

В XIX в. подобная пышность слога утрачивается. Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, причем только положительных сторон. Это панегирик.

V.Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

В ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или поучительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, гордыня. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Образцы духовного красноречия – «Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Московского Филарета (XIX в.), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

источник

Данная тема в теории риторики начиная с античного периода представлена широким спектром терминологии и классификаций, но все это приводит к определенного рода их пестроте и неопределенности. Обращаясь к основополагающему термину «Красноречие», мы уже находим как миниму три его понимания и соответственно определения:

1. Синоним «ораторское искусство», иногда – «риторика».

2. Дар хорошо и красиво говорить (в риторике нередко рассматривают как «естественное красноречие»)

3. Совокупность текстов, речевых произведений, принадлежащих определенной сфере коммуникации, которая соответствует одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Поэтому на современном этапе развития риторики выделяют следующие роды красноречия как совокупность речевых произведений определенной сферы коммуникации и соответствующие им жанры речи (виды) – исторически сложившиеся устойчивые типы риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата»[40]:

РОД РЕЧИ[41]ЖАНР РЕЧИ
Академическое красноречие — род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.Лекция – это изложение научных сведений с целью обучения, ознакомления; Научный доклад; Научный обзор; Научное сообщение
Судебное красноречие — это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан.Адвокатская (защитное слово); Прокурорская (обвинительная речь).
Социально-политическое красноречие: к нему относятся выступ­ления на социально-политические, политико-экономические, соци­ально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по во­просам научно-технического прогресса.Парламентская речь: в ней содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события, анализируются положение в стране, события в мире и т.д. Военно-патриотическая речь посвящается вопросам воспитания любви к Родине, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу Отечества ; Дипломатическая речь произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п. Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью; Агитаторская речь близка к митинговой, но отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Доклад на социально-политические и политико-экономические темы; Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде); Совещательная речь: назначение такой речи – давать советы, подсказывать нужные решения и преследовать конкретные, общественно-значимые цели; Деловая беседа состоит из следующих этапов: изложение вопроса; уточнение влияющих на выбор решения факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника.
Социально-бытовое красноречие — это род красноречия по сфере употребления: речевое мастерство в бытовой сфере, способствующее культурному обогащению повседневного речевого общения, установлению и культивированию таких его форм, в которых отражаются национальные традиции, ценности духа и здоровый гедонизм бытияЮбилейная речь носит торжественный характер, они посвящаются каким-либо знаменательным датам или произносятся в честь отдельной личности; Застольная; Прощальная (надгробная речь); Приветствие; Развлекательная; Светская беседа — часть светского этикета и культуры общения. Она носит разный тематический характер погода, семья, искусство, литература и под. Рассказ – словесное изложение каких-либо событий; История: коммуникативная цель истории — не только передача сведений о происшедших ранее (в не определенный момент) событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и фактов.
Духовное (церковное) красноречиеПроповедь – речь, которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием; Официальная речь – речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

Представленная классификация родов и видов красноречия построена на принципе учета речевой ситуации (ситуации общения). Однако, хотя это существенный фактор в выборе оратором жанра, но далеко не единственный: цель речи, ее тематика и форма, реакция слушателя не в меньшей степени влияют на определение жанровой принадлежности на этапе изобретения речи.

Характеристику родов и жанров по цели речи можно представить следующим образом[42]:

РОД РЕЧИЖАНР РЕЧИ
Информационная речь – речь, формирующая в слушателях новое знание о миреЛекция(см. определение выше) Доклад – речь, с которой лицо, обладающее некоторым официальным статусом, обращается от себя или от имени своего коллектива, чтобы сообщить о новых результатах научной работы или общественной деятельности органа, коллектива и т.п. Сообщение — небольшое по времени (5–10 мин.) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Инструкция – речь, содержащая систему правил/запретов, устанавливающих порядок и способ осуществления чего-либо. Консультация – речь, которая содержит объяснение сущности понятия, явления. предмета, процесса людям, которые собираются работать с этими предметами или осуществлять эти процессы, чтобы они могли сознательно применять в своей практике полученные знания. Если задача инструкции — ответить на вопрос КАК выполнить задание или обращаться с предметом, то задача инструкции – определить, ЧТО это за предмет, явление, задание, в чем его суть. Отчет – официальная речь, обращенная к ответственному лицу, коллективу или организации и содержащая анализ своей работы за определенный период или выполнения какого-либо задания. Мнение – это описание собственного восприятия предмета, субъективный комментарий к происходящему. Представление – речь при приеме на работу, на собеседовании, которая направлена на формирование у речевого оппонента убеждения в вашей высокой профессиональной подготовке и соответствии той вакансии, на которую вы претендуете. Беседа — это жанр речевого общения, в котором происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).
Эпидейктическая речь – это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, настроения — чувства удовольствия, наслаждения, радости, гнева, негодования, презрения.Рамочные речи – выступления, не являющиеся центром мероприятия, но обрамляющие события: вступительное и заключительное слово, приветственное слово, благодарственное слово. Речь на презентации – эпидейктическое выступление, призванное предъявить общественности некоторый новый объект и сформировать к нему положительное отношение. Речь-поздравление: произносится на юбилейных вечерах с целью доставить удовольствие адресату путем выдвижения на передний план всего лучшего, что есть в предмете речи. Ответное слово – речь, произносимая в ответ на добрые слова (поздравление, похвалу, комплимент) или деяние (вручение награды, присвоение звания, продвижение по службе и проч.) и имеющая целью выразить признательность и положительное отношение к происходящему, доставить ответное удовольствие.
Убеждающая речь предназначена для того, чтобы воздействовать на мысли аудитории, формируя или изменяя ее существующие взгляды. Предметом убеждающей речи является спорный вопрос, то, что вызывает разногласие.Речь в прениях – выступление в рамках совещания, в котором оратор формирует определенную точку зрения на предмет речи, убеждает в предпочтительности или преимуществах предлагаемой точки зрения перед другими возможными или имеющимися. Возражение – речь, указывающая на несогласие со словами или действиями другой стороны, а также на слабые стороны ее позиции. Опровержение предъявляет антитезис к речи оппонента и показывает, что его тезис неправдободобен. Критика – речь, содержащая обсуждение и оценку общественно значимого события конкретным человеком (людьми) с целью обнаружения и исправления недостатков. Обвинительная речь содержит обоснование вины др. человека Оправдательная речь опровергает выдвинутые против человека обвинения. Заявление – решительное по тону выступление, предъявляющее позицию оратора по важному, общественно значимому вопросу.
Призывающая речь: цель – воздействие на поступки слушателей; в ней обязательно содержится императивная модальность.Речь-предложение содержит описание механизма конкретных мероприятий по решению проблемы. Совет – речь, содержащая наставление, указание как поступить в том или ином случае. Просьба — обращение к кому-либо, призывающее удовлетворить какие-либо желания просящего. Обращение – официальная речь, в которой в интенсивной форме высказывается развернутый аргументированный призыв к общественно значимым действиям и которая предназначена для аудитории, не находящейся в отношении прямого подчинения оратору. Приказ — официальная речь, в которой в интенсивной форме высказывается развернутый аргументированный призыв к общественно значимым действиям и которая предназначена для аудитории, находящейся в отношении прямого подчинения оратору. Ультиматум – речь в форме категорического требования занять в указанный срок определённую позицию по какому-либо вопросу, совершить конкретное действие или выполнить др. условия, невыполнение которых может повлечь применение воздействия по отношению к оппоненту.

Еще одна классификация, существующая в теории речевых жанров, имеет под собой основание речевую позицию, которая может быть

● Постоянной, и тогда перед нами монолог – форма коммуникации, совсем или почти не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении, ведущаяся одним лицом. Сюда относятся речевые жанры: лекция, доклад, обзор, обращение, приказ, ультиматум, реч на презентации, инструкция, отчет, обращение, просьба.

● Переменной, тогда мы говорим о

диалоге– форме коммуникации, состоящей из регулярного обмена высказываниями-репликами, имеющими смысловую связь между двумя и более участниками: беседа, возражение, опровержение, критика

полилоге – форме коммуникации, возникающей при непосредственном общении нескольких (обязательно более двух) лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность влияют на смысловую структуру полилога, при этом роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика понимания требований истинности тезиса и истинности аргумента в риторике?

2. Правильно ли построен силлогизм: «Все, находящие эту женщину невинной, должны быть против наказания её; вы — против наказания её, значит, вы находите её невинной». В чем ошибка?

3. Какой закон формальной логики нарушен при построении следующего высказывания: «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». С какого рода ошибкой мы встречаемся в данном случае?

4. Какой закон формальной логики нарушен при построении следующего высказывания: «Один критянин сказал, что все критяне – лжецы»? С какого рода ошибкой мы встречаемся в данном случае?

5. Какой закон формальной логики нарушен при построении следующего высказывания: «Сегодня взлетная полоса покрыта льдом (тезис), ведь самолеты сегодня не могут взлетать (основание)»?

6. Чем отличается доказательство от внушения?

7. Назовите два этапа, составляющих механизм убеждения в последовательности их применения.

8. Назовите блоки логико-речевого доказательства.

9. На какую сферу воздействует внушение: рациональную или эмоциональную?

10. Какие виды аргументов используются при логическом и коммуникативном аспектах убеждения?

11. Чем отличается логический аргумент от риторического?

12. Какие ошибки возникают при построении аргументации, когда оратор нарушает закон достаточного основания?

13. Почему ложные доводы неприменимы в коммуникации?

14. Как вы полагаете, почему Цицерон считал, что «самое трудное в речи — начало»?

15. Чем отличается употребление этикетных формул во вступлении и заключении?

16. Чем отличается индуктивный метод изложения материала от дедуктивного?

17. Чем отличается исторический (хронологический) метод изложения от ступенчатого (стадиального)?

18. Какие основания существуют в риторической науке для классификации речей по жанру?

19. Чем отличается агитаторская речь от митинговой?

20. Как разграничить жанр рассказа и истории?

21. Каким жанровым признаком отличается речь-консультация от инструкции?

22. Чем отличается возражение от опровержения?

23. В чем специфика критики как жанра?

24. Чем отличается диалог от полилога?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8344 — | 7275 — или читать все.

87.119.247.94 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Малышман