Возможность замены годов при расчете больничного по беременности и родам

Замена лет расчетного периода при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В связи с многочисленными обращениями, касающихся вопроса замены лет расчетного периода при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, сообщаем следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

1. если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом в 2013- 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут быть заменены только на 2011-2012 годы;

2. если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 годах) и частично (в 2014 и 2011 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках, то есть 2009 и 2010 годами. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014 и 2011 годы, но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях — периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (ч. З ст. 14 Закона № 255-ФЗ);

3. если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом с ноября 2010 года по июль 2015 года застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 года застрахованное лицо частично работало, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 годы, либо в расчет может быть взят заработок за 2010 год (где застрахованное лицо частично работало) и за 2009 год, исходя из того, при каком варианте пособие будет больше;

4. если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо в 2014, 2013 годах находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, а в 2012 году работало, в 2011 и 2010 годах находилось также в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2009 годы.

Обращаем внимание, что замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью.

Следует также отметить, что необходимым условием замены лет расчетного периода является увеличение размера пособия.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Неправильное применение страхователем законодательства Российской Федерации, в том числе Закона № 255-ФЗ при исчислении пособий, счетной ошибкой не является.

источник

Кто, когда и как может выбрать года для расчета декретных — правила выбора и замены расчетного периода на примерах

Расчетным сроком для декретных выплат признается двухгодичный период перед годом оформления пособия. Один или оба расчетных года можно заменить при соблюдении определенных условий и правил.

Право на выбор других более ранних лет есть у тех женщин, которые пребывали в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком в расчетном периоде.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Закон 255-ФЗ регулирует процедуру замены лет для исчисления декретного пособия. По общему правилу расчетными признаются два календарных года, которые идут перед годом оформления отпуска по БиР.

Право выбора для расчета закреплено в п.1 ст.14 Закона 255-ФЗ.

Согласно данному пункту, выбрать года для расчета декретных можно в случае, если в расчетном периоде был либо отпуск по беременности и родам, либо по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Право на замену есть также в том случае, если в двухгодичный период попал даже один день декрета.

Менять можно тот год, в котором имеются декретные дни.

При замене расчетного периода нужно соблюдать ряд условий и правил:

  • менять можно только тот год, в котором был хотя бы один день декретного отпуска;
  • менять можно только на год, предшествующий расчетному периоду;
  • нельзя пропускать года, в которых не было декрета;
  • в результате выбора размер пособия по беременности и родам должен увеличиться;
  • женщина сама должна заявлять о своем желании выбрать другие года для расчета.

При расчете пособия по беременности и родам берется суммарный полученный доход за каждый из двух расчетных лет, после чего делится на количество дней периода и умножается на число декретных дней.

Пособие по БиР = (Доход за 1-й расч.год + Доход за 2-й расч.год) / (Кол-во дней в расч.периоде — Исключаемые дни) * Дни декрета.

  • Количество дней периода составляет 730 или 731, если попал високосный год.
  • Исключаемые дни — это время отпуска по беременности и родам, по уходу до 1.5 лет, по больничным листам.
  • Дни декрета — 140, 156 или 194. В общем случае это 140, при сложных родах 156, при двойне — 194.

Важно, чтобы в результате сделанного выбора размер пособия увеличился. Для этого нужно проводиться расчет декретных с заменой и без нее.

Особенность в том, что при выпадении декрета на расчетный период доход женщины меньше, однако данные дни будут вычтены в знаменателя формулы. Соответственно, пособие будет рассчитано, исходя из фактически отработанного времени и полученного заработка. Возможно, что данный вариант окажется выгоднее, чем при замене лет на более ранние, когда доход может оказаться и ниже.

При расчете декретного отпуска по БиР нужно проводить несколько расчетов: без замены и с заменой. При этом заменять года можно иногда по-разному. Ниже на примерах даны пояснения о том, как правильно выбирать период для расчета.

При расчете важно учитывать, что пособие не может быть меньше минимального значения и больше максимального.

Исходные данные:

Женщина в 2019 оформляет отпуск по БиР со вторым ребенком на 140 дней.

Декрет с первым закончился 10.01 2017.

Заработок: 2016 = 410 000, 2017 = 520 000, 2018 = 700 000.

Есть ли право замены и нужно ли его проводить?

Расчетный период — 2017 и 2018. В 2017 у женщины 10 дней декрета (с 01.10 по 10.01), значит, его можно поменять на предшествующий — 2016. В 2018 декрета не было, его менять нельзя.

Рассчитаем пособие с заменой и без нее:

Расчет за 2017-2018 = ( 520 000 + 700 000) / (730 — 10) * 140 = 237 222, 22 руб.

Расчет за 2016, 2018 = (410 000 + 700 000) / 731 * 140 = 212 585, 50 руб.

Как видно из произведенных вычислений, женщине не выгодно брать другой 2016г. вместо 2017, поэтому писать заявление о замене лет не нужно.

Женщина в 2019 оформляет декрет по БиР на 140 дней со вторым ребенком.

Декрет с первым продолжался весь 2017 до 20.06.2018.

Заработок: 2015 = 320 000, 2016 = 480 000, 2017 = 0, 2018 = 220 000.

В 2015 и 2016 исключаемых дней не было, в 2017 — 365 исключаемых дней, в 2018 — 171 исключаемых дней.

Нужно ли выбирать другие года в данном примере?

В данном примере у женщины расчетный период — 2017-2018. В обоих годах имеются декретные дни, значит, поменять можно либо оба, либо один год, либо не менять их совсем. Нужно заранее просчитать, какой вариант более выгодный.

Возможны следующие варианты:

  1. оставить 2017-2018;
  2. поменять 2017 на 2016;
  3. поменять 2018 года на 2016;
  4. поменять 2017 и 2018 на 2015 и 2016.

Расчет за 2017-2018 = (0 + 220 000) / (730 — (365 + 171)) * 140 = 158 762, 89.

Расчет за 2016, 2018 = (480 000 + 220 000) / (731 — 171) * 140 = 175 000, 00.

Расчет за 2016-2017 = (480 000 + 0) / (731 — 365) * 140 = 183 606, 56.

Расчет за 2015-2016 = (320 000 + 480 000) / 731 * 140 = 153 214, 77.

В результате исчисления для четырех разных вариантов видно, что наибольшая сумма получается в случае замены только одного года — 2018 на 2016, когда расчетным периодом признается с 01.01.2016 по 31.12.2017.

Женщина не обязана менять год, в котором был декрет на более ранний, это ее право, а не обязанность. Поэтому 2017 г. она может оставить на законных основаниях, хотя в нем не было ни одного отработанного дня.

Женщина в период с 01.01.2016 по 30.06.2017 получала пособие по уходу за ребенком в соцзащите в минимальном размере и была при этом безработной.

На работу устроилась в декабре 2017.

Заработок за 2017 составил 40 000, за 2018 = 420 000.

В 2019 оформляет отпуск по беременности и родам со вторым ребенком. Есть ли у нее право замены?

Расчетный период в данном примере — 2017 — 2018. В это время женщина получаете ежемесячное пособие до 1.5 лет в соцзащите в период до 30.06.2017.

Получение пособия в статусе безработной не дает основания для замены этого года на более ранний. Получая деньги в соцзащите, женщина не находится в декретном отпуске, а только наличие такого отпуска в расчетном периоде дает право на выбор.

Так как декретного отпуска в 2017 и 2018 гг. не было, то менять период нельзя, расчет нужно производить исходя из доходов за время с 01.01.2017 по 31.12.2018. Дни получения пособия на ребенка не исключаются.

Пособие = (40 000 + 420 000) / 730 * 140 = 88 219, 18 руб.

В законе сказано, что замена лет производится только по письменному заявлению женщины.

Если заявления не будет, то работодатель менять ничего не должен, а обязан рассчитать пособие, исходя из последних двух лет.

Если же просьба работницей подана, то обязанность работодателя провести как минимум два расчета и выбрать наиболее выгодный вариант. Часто без выбора размер выплаты оказывается больше, чем при замене.

Если работодатель заменит года на основании заявления сотрудницы без проверки на то, увеличивается пособие или нет, то работница впоследствии вправе потребовать пересчета декретных.

Заявление о замене периода для расчета пособия по БиР подается женщиной вместе с прочими документами на оформление отпуска. Также оно может быть подано и позже — после назначения декретных без выбора лет. В этом случае работодатель пересчитать сумму.

Работодатель обязан произвести расчет декретного пособия с учетом замены лет, если того просит работница. При этом, меняя период, он должен убедиться, что размер выплаты вырос.

Право выбора есть только у той женщины, которая находилась в декрете в расчетном периоде (в одном или обоих годах).

Без заявления сотрудницы работодатель не вправе производить самостоятельные изменения и обязан рассчитать выплату, исходя из заработка за 2 последних года.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

источник

Расчет пособия по беременности и родам (БиР) имеет много общего с аналогичным расчетом, осуществляемым в связи с иными видами нетрудоспособности. Однако его отличает ряд правил, не применяемых при исчислении объема оплаты по иной нетрудоспособности. Рассмотрим эти правила и продемонстрируем их применение на примерах.

Вопросы начисления пособия по БиР и выплат по временной нетрудоспособности, возникшей не вследствие производственной травмы, регулирует один и тот же Закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

И это не случайно, поскольку в порядке расчета объема платежей по обоим видам выплат имеется много общего. Но в то же время ряд моментов делает начисление пособия по БиР осуществляемым по особым правилам.

Общими для выплат являются (ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

  • одинаковое документальное оформление (по выданному медучреждением больничному листу) и возможность получения оплаты по всем местам работы или только по одному из таких мест;
  • применение единого алгоритма для расчета объема платежа, выражающегося произведением среднего дневного заработка на продолжительность времени неспособности к труду, отраженную в больничном листе (с учетом ряда ограничений, установленных для выплат по нетрудоспособности, связанной с заболеванием или уходом за родственником);
  • наличие одинакового по протяженности периода времени (равняющегося двум годам, предваряющим год наступления неспособности к труду), используемого при исчислении среднего дневного заработка, и возможность в определенных ситуациях воспользоваться его смещением на более ранние годы;
  • существование общего ограничения (в виде годового предела облагаемой страховыми взносами в ФСС базы) по максимальной величине доходов, участвующих в начислениях;
  • наличие единого минимума для величины задействованного в исчислении среднего заработка месячного дохода за полный месяц, равняющегося федеральному МРОТ, установленному на день открытия больничного;
  • включение в расчет среднедневного заработка только доходов, облагаемых страховыми взносами, и только за периоды выплаты таких доходов.

При начислении пособия по БиР особыми оказываются следующие моменты:

  • Продолжительность расчетного периода для него складывается из суммы фактического числа календарных дней по каждому году из двух, участвующих в расчете (п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ), в отличие от обычной нетрудоспособности, при которой этот период всегда равен 730 дням (п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). При этом в расчете максимально и минимально возможной величины среднего дневного заработка, так же как и при обычном больничном, используется число дней, равное 730 (п. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 15(3) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375).
  • К нему неприменимы понижающие коэффициенты, зависящие от стажа (п. 1 ст. 11, п. 4 ст. 14 Закона № 255-ФЗ), а единственным основанием для снижения размера выплаты (с расчетом дохода от федерального МРОТ, применяемого с учетом районного коэффициента) является маленький (менее полугода) страховой стаж (п. 2 ст. 11 Закона № 255-ФЗ).
  • Оформление больничного в связи с беременностью и родами не означает, что женщина обязана отказаться от возможности работать. Оплату пособия в этой ситуации она получит за период, уменьшенный на время работы (п. 46 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н).

В отношении возможности смещения расчетного периода для пособия по БиР значимым отличием является первая из его особенностей.

Возможность смещения периодов для исчисления среднего дневного заработка, используемого в расчете величины выплат, предусмотрена не только для пособия по БиР, но также и для иных выплат, осуществляемых по Закону № 255-ФЗ (по нетрудоспособности и по уходу за ребенком). Условиями для применения такой замены являются (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

  • нахождение лица, в отношении которого делается расчет, в одном или обоих годах расчетного периода в отпуске по БиР или по уходу за ребенком;
  • получение в результате смещения периода более выгодного для работника итога расчета.

Заменить можно будет только тот год (или годы), на который приходится отпуск по БиР или уходу за ребенком. Замена осуществляется путем смещения на, соответственно, 1 или 2 календарных года, непосредственно предшествующих расчетному периоду.

Для ситуаций, когда и в тех годах, на которые делается смещение, тоже имел место отпуск, дающий право на замену лет, расчетный период может быть смещен на еще более поздние годы, но с обязательным соблюдением последовательности, требующейся при такой замене (Письмо ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247).

Поскольку при обычной нетрудоспособности продолжительность расчетного периода не меняется (она всегда равна 730 дням), то для нее замена не влечет за собой принципиальных изменений в формуле расчета среднего дневного заработка.

Для пособия же по БиР, при котором число дней в каждом участвующем в расчете году берется по календарю, полная продолжительность расчетного периода будет оказываться разной и может составить (Письмо ФСС РФ от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049л):

  • 730 дней, если соседствуют 2 невисокосных года;
  • 731 день, если один год из расчетного периода является високосным;
  • 732 дня, если оба расчетных года оказались високосными.

Период продолжительностью 732 дня может возникнуть только в результате замены лет расчетного периода, в то время как остальные 2 цифры могут получиться как при отсутствии переноса, так и при его применении.

Замена лет повлечет за собой необходимость использования в отношении года, который в действительности будет участвовать в расчете, соответствующих ему:

  • предела доходов, облагаемых взносами;
  • промежутков времени, исключаемых из расчетного периода.

Для пособия по БиР в число последних входят периоды неспособности к труду, отпусков по БиР и уходу за ребенком, освобождения от работы без сохранения или с сохранением зарплаты, если на заработок не начислялись страховые взносы (п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Покажем на примерах, какими могут в 2019 году оказаться расчеты пособия по БиР с учетом замены лет расчетного периода для сотрудницы, которая работает в организации 8 лет и предъявляет в связи с уходом в декрет больничный на 140 дней.

Зададим при этом одни и те же цифры ее доходов для участвующих в расчете лет (540 000 руб. — для более раннего и 580 000 руб. — для более позднего) и наличие в более позднем году в доходах начислений в сумме 15 000 руб. за период болезни продолжительностью 5 дней.

То есть для последнего года, участвующего в расчете среднего дневного заработка, учитываемый доход составит 580 000 – 15 000 = 565 000 руб., а общая сумма доходов, задействованных в расчете, будет равна 540 000 + 565 000 = 1 105 000 руб. Допустимый минимум среднего дневного дохода (с учетом того, что сотрудница работает по графику полного рабочего дня, а районный коэффициент в регионе работы не применяется) для 2019 года составляет 11 280 * 24 / 730 = 370,85 руб.

В 2017 и 2018 годах сотрудница в отпусках по БиР и уходу за ребенком не была. Поэтому расчет делаем без переноса лет. Допустимый максимум среднего дневного заработка равняется (755 000 + 815 000) / 730 = 2 150,68 руб.

Полная продолжительность расчетного периода равна 365 + 365 = 730 дней. Из нее вычитаются 5 дней нахождения на больничном в более позднем году 730 – 5 = 725.

Средний дневной заработок составит 1 105 000 / 725 = 1 524,14 руб., что меньше максимально возможного и больше минимально допустимого.

Пособие по БиР будет равно 140 * 1 524,14 = 213 379,60 руб.

В 2018 году сотрудница находилась в отпуске по БиР. В 2016 и 2017 годах она в отпусках по БиР или уходу за ребенком не была, т. е. для расчета можно взять эти годы.

Допустимый максимум среднего дневного заработка равняется (718 000 + 755 000) / 730 = 2 017,81 руб.

Полная продолжительность расчетного периода равна 366 + 365 = 731 день. Из нее вычитаются 5 дней нахождения на больничном в более позднем году 731 – 5 = 726.

Средний дневной заработок составит 1 105 000 / 726 = 1 522,04 руб., что меньше максимально возможного и больше минимально допустимого.

Пособие по БиР будет равно 140 * 1 522,04 = 213 085,60 руб.

В 2017 и 2018 годах сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком. В 2016 году она работала, в 2015-2014 годах брала отпуск по уходу за ребенком, в 2013 году — отпуск по БиР, в 2012 году таких отпусков не было. С учетом возможности переносов для расчета можно взять 2012 и 2016 годы.

Допустимый максимум среднего дневного заработка равняется (512 000 + 718 000) / 730 = 1 684,93 руб.

Полная продолжительность расчетного периода равна 366 + 366 = 732 дня. Из нее вычитаются 5 дней нахождения на больничном в более позднем году 732 – 5 = 727.

Средний дневной заработок составит 1 105 000 / 727 = 1 519,94 руб., что меньше максимально возможного и больше минимально допустимого.

Пособие по БиР будет равно 140 * 1 519,94 = 212 791,60 руб.

источник

ФСС России даны разъяснения по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Сообщается, в частности, что согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью.

Отмечается, что необходимым условием замены лет расчетного периода является увеличение размера пособия.

ФСС России напоминает, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Неправильное применение страхователем (работодателем) либо страховщиком (территориальным органом Фонда) законодательства РФ, в том числе Закона N 255-ФЗ при исчислении пособий, счетной ошибкой не является.

источник

В некоторых случаях при расчете соцстраховских пособий по заявлению работника разрешается замена лет расчетного периода (2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случа

Длительная нетрудоспособность болезни в течение расчетного периода не дает работнику права на замену лет расчетного периода, даже если это приведет к увеличению пособи

Вот правила, которые необходимо соблюдать при такой замене.

ПРАВИЛО 1. Заменить годы расчетного периода можно при расчет

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

ПРАВИЛО 2. Замена лет расчетного периода допускается, если на расчетный период попадае

  • отпуск по беременности и рода
  • отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста

ПРАВИЛО 3. Замена лет возможна, если в результате средний заработок (а значит, и размер пособия) увеличится.

Допустим, у работника в расчетном периоде не было заработка или он в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ на дату начала болезни или декретного отпуска. Правило соблюдается, если в заменяющих годах среднемесячный заработок работника больше, чем этот МРОТ. К примеру, в течение всего расчетного периода 2014 гг. женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком (в том числе работала на условиях неполного рабочего времени), а в 2015 г. она снова уходит в декретный отпуск. Поскольку материнский отпуск женщины приходится на весь расчетный период, пособие должно ей начисляться исходя из МРОТ (в 2015 г. это Подать заявление о замене лет расчетного периода на годы, предшествующие 2013 г., ей имеет смысл, только если до 2013 г. ее средняя зарплата за месяц была выше 5965 руб. Ведь если заработок за месяц был меньше, то пособие в этом году ей рассчитают исходя из МРОТ на дату начала декрета (сейчас Если же заработок в расчетном периоде был больше МРОТ, годы расчетного периода можно заменить на предшествующие, если в них заработок окажется больше.

А при расчете пособия по уходу за ребенком это условие будет соблюдаться, если работник в заменяющих годах получал зарплату как минимум примерно в 2,5 раза больше, чем минимальный размер причитающегося ему пособия. Ведь размер пособия составляет 40% среднего заработка работника (100% / 2,5). Так, когда отпуск по уходу начинается в 2015 г., замена лет расчетного периода имеет смысл, если средняя зарплата работника в заменяющих годах была: при уходе за первым ребенком — больше 6795,85 руб. (2718,34 руб. х 2,5), а при уходе за вторым и последующим ребенком — больше 13 591,68 руб. (5436,67 руб. х 2,5).

Конечно, определить увеличится ли пособие в результате замены лет расчетного периода, сам работник вряд ли сможет. Поэтому вам придется помочь ему. Если при расчете вы увидите, что замена лет расчетного периода выгодна работнику, посоветуйте ему написать об этом заявление.

ПРАВИЛО 4. Можно заменить в расчетном периоде как 1 год, так и Причем неважно, приходятся материнские отпуска на полный год расчетного периода или только на часть года.

ПРАВИЛО 5. Замена лет расчетного периода возможна не только на годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду, но и на более ранние. В результате в расчетный период могут попасть не следующие друг за другом календарные годы.

К примеру, работница заболела в 2015 г. 2013 гг. она была в материнских отпусках. 2013 г. можно заменить не только на 2012 г., но и на 2008 г. Тогда в расчетный период войдут 2008 г. и 2014 г.

ПРАВИЛО 6. Если вы заменили какой-то год расчетного периода на более ранний, то при расчете среднего заработка для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком надо брать количество календарных дней в заменяющих годах. Поэтому если в результате замены в полностью отработанный расчетный период попадет 1 високосный год, то для расчета надо брать 731 день, а если 2 високосных года — то

ПРАВИЛО 7. При замене лет расчетного периода предшествующими годами средний дневной заработок не должен превышать максимальную величину дневного заработка, исчисленную путем деления предельной суммы выплат, на которую начислялись взносы в ФСС, на

ГодПредельная сумма выплат, руб.
2010 г. и любой год до 2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.

При расчете пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком предельную сумму выплат берем за годы, на которые были заменены годы расчетного период Так, если 2013 г. и 2014 г. были заменены на 2011 г. и 2012 г., средний дневной заработок работника учитываем в сумме не выше 1335,62 руб. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730).

источник

Если женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком, узнает, что снова беременна, значит, скоро ей нужно будет опять оформлять отпуск по беременности и родам (БиР). А для целей расчета декретных встанет вопрос о замене годов. Ведь пособие по БиР, как и пособие по уходу за ребенком, считается исходя из среднего заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая – беременности и рождения ребенка соответственно. Но в рассматриваемом случае один, а может и оба этих года, у женщины состояли из детских отпусков. Тогда работница вправе заменить один либо оба года расчетного периода на более ранние отработанные годы, если благодаря этому сумма положенных ей пособий увеличится (ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ , п. 11 Положения об особенностях исчисления пособий, утв. Постановлением Правительства от 15.06.2007 N 375 ).

Кстати, аналогичная ситуация может сложиться у работницы, которая отработала очень короткий срок между первым и вторым декретом.

Годы расчетного периода можно заменить не на любые отработанные сотрудницей годы, а на годы, непосредственно предшествующие году наступления предыдущей беременности. Поясним на примере.

Допустим, Парамонова С.М. работает в ООО «Калейдоскоп» с 03.09.2012. В отпуске по БиР она была с 08.02.2016 по 20.06.2016, в отпуске по уходу за ребенком – с 21.06.2016. А 08.10.2018 она принесла больничный лист, выданный ей в связи с новой беременностью. Расчетный период при таких обстоятельствах – 2016-2017 гг. Но поскольку почти все эти 2 года она была в детских отпусках, то вправе заменить эти 2 года на 2014-2015 гг. Переносить расчетный период на более ранние годы работница не может, даже если благодаря этому ее пособие будет еще больше. То есть в нашем примере нельзя заменить 2016-2017 гг., к примеру, на 2013 г. и 2015 г.

Если же работодатель все же рассчитает пособие сотруднице, перенеся расчетный период на более отдаленные годы, то такое пособие ФСС не примет к зачету. И даже если организация решит по этому поводу судиться с Фондом, суд наверняка будет на стороне последнего (Определение ВС от 12.02.2018 N 309-КГ17-15902 ).

Бухгалтер должен исчислить пособие с учетом замены лет в том случае, если у него будет заявление о такой замене от работницы. То есть сначала о возможности замены лет сотруднице нужно рассказать (потому что она может этого и не знать), а потом она должна написать заявление. Так как это в ее же интересах.

Заявление составляется в произвольной форме на имя руководителя организации. Текст его может быть, например, таким: «Для расчета мне пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком, прошу заменить 2016 и 2017 гг. расчетного периода на 2014 и 2015 гг., так как с 08.02.2016 по 20.06.2016 я находилась в отпуске по беременности и родам, а с 21.06.2016 по 08.10.2018 – в отпуске по уходу за ребенком».

Напомним, что нельзя предоставить сотруднице одновременно отпуск по БиР и по уходу за ребенком. Поэтому уйти в новый отпуск по БиР она сможет только после того, как будет прерван ее отпуск по уходу за предыдущим ребенком.

источник

Порядок расчета пособия по беременности и родам в 2019 году останется неизменным, таким же, как и в прошлом году – исходя из среднего заработка за 2 календарных года, но с учетом новых лимитов (предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС). Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам положено только:

  • работающим женщинам;
  • женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;
  • обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе;
  • проходящим военную службу по контракту.

Неработающие женщины права на эту выплату не имеют. О том, какие выплаты положены безработным матерям и домохозяйкам читайте в статье «Какие выплаты полагаются неработающим беременным и безработным матерям».

Работающим женщинам пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно.

Какие суммы входят в расчет, что берется в числитель? Это ваша заработная плата, премии, отпускные, материальная помощь свыше 4 000 рублей, командировочные, компенсация за неиспользованный отпуск и т.п.

Что НЕ входит в расчет? Необлагаемые взносами выплаты – выплаты по больничным листам, пособия, выплаты при рождении ребенка не более 50 000 рублей, материальная помощь менее 4 000 рублей и т.п.

При этом средний заработок (СЗ) за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования:

  • за 2018 год – 815 000 рублей.
  • за 2017 год – 755 000 рублей.
  • за 2016 год – 718 000 рублей.
  • за 2015 год – 670 000 рублей.
  • за 2014 год – 624 000 рублей.
  • за 2013 год – 568 000 рублей.
  • за 2012 год – 512 000 рублей.
  • за 2011 год – 463 000 рублей.
  • за все предыдущие годы, до 2011 года эта величина составляет – 415 000 рублей.

Если общий заработок за год будет больше предельной величины, то расчет ограничивается указанной страховой суммой. Например, доход за 2017 год составил 760 000 рублей, это больше установленной величины, поэтому в расчет будет браться сумма 755 000 р.

Чтобы определить средний дневной заработок (СДЗ) для исчисления пособия по беременности и родам необходимо взять начисленный заработок, на который начислялись страховые взносы за два календарных года, до года ухода в декрет. Так, если отпуск наступает в 2019 году, то в расчет берется период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, то есть весь 2017 и весь 2018 годы. Заработок, полученный в 2019 году в расчёт декретных входить не будет.

Сумму заработка за 2 года при расчете пособия по беременности и родам в 2019 году необходимо делить на число календарных дней в этом периоде (календарные дни за 2017 и 2018 года составляют 730), за исключением календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды.

Исключаемые периоды. При расчете пособия по беременности и родам, предусмотрено исключение календарных дней, приходящиеся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • период освобождения от работы с сохранением (полностью или частично) заработка, если на него страховые взносы не начислялись.

Важно! Если женщина в расчетном периоде брала отпуск без сохранения заработной платы (отпуск за свой счет), то такие дни НЕ исключаются из расчетного.

Таким образом, в знаменателе для исчисления пособий могут быть дни от 1 до 730 (365 дней в 2017 году + 365 дней в 2018). Это число может быть и 732, если женщина для расчета декретных выплат возьмет два високосных года (заменит, например, 2017 год на високосный 2012, а 2018 год на високосный 2016).

При расчете пособия по беременности и родам женщина имеет право заменить год (года) на любые предшествующие. Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Например, если в 2017-2018 году хотя бы часть времени падает на отпуск по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком, то женщина может написать заявление о включении в расчет одного и/или двух более ранних лет, например 2015-2016.

Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам в 2019 году: СДЗ=(СЗ_2018 + СЗ_2017) / (730 — исключаемые календарные дни) * 140.

  1. Необходимо подсчитать сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по БиР (то есть за 2017 (с 1 января по 31 декабря 2017) и 2018 (с 1 января по 31 декабря 2018 года)).
  2. Средний заработок за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС — 755 000 (2017) и 815 000 (2018) рублей.
  3. Полученные данные суммируются и делятся на 730 минус исключаемые периоды. СДЗ=(СЗ_2017 + СЗ_2018) / 730 минус исключаемые календарные дни.
  4. Величина среднего дневного заработка (СДЗ) законодательно ограничена. Допустимый максимум СДЗ определяется как сумма предельной базы за каждый год разделенная на 730. В 2019 году СДЗmax=(815000+755000)/730=2150,68 руб. Больше этого значения для расчёта пособия брать нельзя.
  5. Итоговая сумма к выплате определяется путем умножения среднего дневного заработка, на количество календарных дней по листку нетрудоспособности (например, 140).

Максимальное пособие по беременности и родам в 2019 году составляет 301095,20 р, исходя из максимума СДЗ и календарных дней по листку нетрудоспособности: 2150,68*140=301095,20 р.

Пособие по беременности и родам в минимальном размере рассчитывается из МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и выплачивается женщине, которая проработала менее 2 лет с низкой заработной платой или вообще не имела заработка за этот период.

Минимальное пособие по беременности и родам с 1 января 2019 г. составляет 51 919 рублей 00 копеек., так как МРОТ с 1 января 2019 увеличен до 11280 рублей в месяц.

Расчет минимального пособия: (11 280*24)/730=370,85 руб.*140 дней = 51 919,00 руб.

Если женщина имеет страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, это пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.

Пример расчета пособия по беременности и родам для самостоятельного расчета исходя из среднего заработка

Вариант 1. У женщины с 17 января 2019 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период составят 2017 и 2018 гг. За указанный период учитываемые выплаты составили: за 2017 г. – 535 000 руб. и за 2018 г — 547 000 руб. За время работы женщина отпуск за свой счет и больничные не брала. Суммы не превышают величину предельной базы. Поэтому выплата по БиР составит: (535 000 + 547 000)/730*140 = 207 506,60 руб.

Вариант 2. Возьмем условия, когда женщина в 2017 году болела 22 дня, а в 2018 году брала 14 дней отпуска за свой счет. Числитель: 530 000 + 505 000 = 1 075 000. Знаменатель: 730 минус 22 = 708 (дни за свой счет не исключаются). Пособие по БиР составит: (530 000+505 000)/708*140 = 204 660,40 руб.

Вариант 3. У женщины заработок за каждый год составил больше величины предельной базы для начисления страховых взносов. В 2017 году оклад составил 65 000, в 2018 году средний заработок увеличился до 70 000. Исключаемых периодов не было. Для расчета пособия по беременности и родам берем максимальную величину базы: СДЗ = (755000+815000) /730*140 Пособие по БиР составит максимальную выплату: 301 095,20 рублей.

Вариант 4. Женщина устроилась на работу с сентября 2016 (это её первое место работы). Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. У неё с 25 декабря 2018 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Так как отпуск начинается в 2018 году, расчетный период будет — 2016 и 2017. Но у женщины нет полных двух отработанных лет. Исключаемых дней нет. Поэтому пособие по БиР составит: (180 000 + 540 000)/730*140 = 138 082,00 руб. Но женщина, имея на руках больничный лист может написать заявление на отпуск по беременности и родам позже даты, указанной в листке нетрудоспособности, например с 1 января 2019 года. А с 25 по 31 декабря 2018 года она продолжает работать. В данном случае расчетный период будет — 2017 и 2018 года, а декретный отпуск сократится на 7 дней. Поэтому сумма выплаты по БиР составит: (540 000+540 000)/730*133 = 196 766,85 рублей.

Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщина представляет следующие документы:

  • листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме. Причем сделать это необходимо не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).
  • справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), то есть если женщина в расчетном периоде работала в другой организации. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по беременности и родам справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения пособия, данное пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (ч. 2.1 ст.15).
  • в случае, если расчет пособия по беременности и родам будет произведен по одному из последних мест работы по выбору женщины (по одному листку нетрудоспособности), то необходимо предоставить справку от другого страхователя о том, что назначение и выплата данного пособия этим страхователем (работодателем) не осуществляется.

Пособие по беременности и родам назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).

Выплата государственного пособия по беременности и родам работающим женщинам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.

Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения женщины за его получением со всеми необходимыми документами. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (Часть 1, статьи 15, 255-ФЗ).

Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер данного пособия по каждому месту работы:

  1. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах была занята у тех же страхователей, то пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по всем местам работы (службы, иной деятельности) (ч.2 ст.13 №255-ФЗ). То есть, пособие по беременности и родам возможно получить по нескольким больничным листам (на основном месте работы и по совместительству). При этом пособие выплачивается каждым работодателем без учета заработка у других страхователей. В данном случае справку о начислениях от другого страхователя предоставлять не надо.
  2. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах была занята у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч.2.1 ст.13 №255-ФЗ). В данном случае расчет больничного будет произведен по одному листку нетрудоспособности по одному месту работы с учетом всех доходов, включая суммы заработка, полученного от другого работодателя. То есть, необходимо взять справку о начислениях за предыдущие 2 года. Однако в данном случае размер среднего дневного заработка будет «обрезаться» предельной величиной.
  3. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах была занята как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам назначается и выплачивается либо по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч.2.2 ст.13 №255-ФЗ). То есть, у женщины есть выбор получать пособие у каждого работодателя (каждый считает только по своим начислениям и со своими ограничениями, установленными на каждый год) или получить пособие по одному месту работы с учетом всех доходов (по всем справкам), но с одним ограничением предельной величины.

источник

Малышман