Здоровье детей во многом зависит от того, насколько благополучно прошло родоразрешение. Роды — это физиологический процесс, требующий максимального физического и психического напряжения женщины, умения владеть собой и выполнять необходимые действия в сложных, близких к экстремальным условиях. В последние годы в современном акушерстве активно развивается тенденция к достижению максимальной естественности родов; проблема психологической поддержки в процессе родов становится особенно актуальной.
Роды сами по себе уже становятся для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. О. Ранк придавал ей большое значение и называл «родовой травмой» (не в акушерском, а в психическом смысле) и «первичным шоком». Роды, по О. Ранку, приводят к переживанию утраты первичного объекта любви (матери). Испытав это, человек на протяжении всего детства, а иногда и во взрослом состоянии, пытается вновь обрести его.
За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям.
При стрессе, перенесенном женщиной в конце беременности, последствия его в основном сказываются на формировании доминанты родов. У таких женщин в 2,5-2,7 раза чаще роды наступают позднее положенного срока, в 7,0-7,6 раза чаще обнаруживается вторичная слабость и (или) дискоординация родовой деятельности, в 2,7-2,9 раза чаще возникает патологическая потеря крови. Риск внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3,8-4,4 раза.
Учитывая все это, вряд ли можно считать «спекуляциями» представления о том, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в процессе родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие, нервно-психические особенности.
Начало родов соответствует второй базовой перинатальной матрице (БМП-2) по С Грофу. Ее эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки еще закрыта, выхода нет. Ребенок испытывает при этом неодолимое чувство возрастающей тревоги, связанной с надвигающейся смертельной опасностью, усугубляющейся тем, что определить источник опасности невозможно — glavsovet.ru. Символическое выражение БПМ-2 — бесконечное и безнадежное заточение в помещении без выхода, порождающее чувства беспомощности, неполноценности, отчаяния. Находясь в постнатальном периоде «под влиянием этой матрицы, индивид избирательно слеп ко всему положительному в мире, в своем существовании», склонен к депрессиям.
Третья базовая перинатальная матрица (БПМ-3) отражает вторую клиническую стадию биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но, в отличие от предыдущей стадии, шейка матки уже открыта. Это позволяет плоду постоянно продвигаться по родовому каналу, что сопровождается сильнейшими механическими сдавлениями, удушьем, часто непосредственным контактом с такими биологическими материалами, как кровь, моча, слизь, кал. Однако ребенок уже не обречен на пассивность, он отчаянно борется за выживание. Ситуация при этом не кажется безнадежной, а сам ее участник не беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем, чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель. В постнатальном периоде фиксация на переживаниях этой матрицы может проявляться в повышенной активности, в склонности к авантюрам, страху и агрессии, к извращенной сексуальности.
Создание рожающей женщине максимально комфортных условий способствует физиологическому родоразрешению, что снижает количество и интенсивность негативных переживаний как у матери, так и у ребенка. Таким образом, оптимальную организацию процесса родов, грамотное родовспоможение, включающее психологическую помощь роженице, можно считать профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка.
Психологически благоприятная обстановка на протяжении всего периода родов возникает при полном доверии и понимании между женщиной и медперсоналом. Роженица нуждается в доброжелательном обращении на протяжении всего родового акта и после родов. Важно понимать, что многие женщины во время родов испытывают тревогу, связанную прежде всего с дефицитом информации о происходящем с ней сейчас и о том, что предстоит — glavsovet.ru. Улучшить эмоциональное состояние роженицы может своевременное и деликатное информирование ее о предстоящих манипуляциях и связанных с ними возможных ощущениях. В случае осложнений женщине необходимо сказать о них. При этом спокойный тон, четкие инструкции должны внушать ей уверенность в благоприятном исходе родов.
Важно также стремиться создать женщине максимальный физический комфорт (удобные родовые столы и другое медицинское оборудование). Целесообразно использование индивидуальных родовых залов, позволяющее предотвратить обмен роженицами информацией псевдомедицинского или негативного характера, индуцирование отрицательных эмоций.
Залогом здоровья роженицы и младенца является создание обстановки психологического и физического комфорта во время родов, своевременное информирование женщины о том, что происходит и что предстоит, оказание ей при необходимости не только квалифицированной врачебной, но и психологической помощи.
источник
Здоровье детей во многом зависит от того, насколько благополучно прошло родоразрешение. Роды — это физиологический процесс, требующий максимального физического и психического напряжения женщины, умения владеть собой и выполнять необходимые действия в сложных, близких к экстремальным условиях.Роды сами по себе уже становятся для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. О. Ранк придавал ей большое значение и называл «родовой травмой» (не в акушерском, а в психическом смысле) и «первичным шоком». Роды, по О. Ранку, приводят к переживанию утраты первичного объекта любви (матери). Испытав это, человек на протяжении всего детства, а иногда и во взрослом состоянии, пытается вновь обрести его. Начало родов соответствует второй базовой перинатальной матрице (БМП-2) по С Грофу. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки еще закрыта, выхода нет. С. Гроф считает, что ребенок испытывает при этом неодолимое чувство возрастающей тревоги, связанной с надвигающейся смертельной опасностью, усугубляющейся тем, что определить источник опасности невозможно.Символическое выражение БПМ-2 — бесконечное и безнадежное заточение в помещении без выхода, порождающее чувства беспомощности, неполноценности, отчаяния. Находясь в постнатальном периоде ≪под влиянием этой матрицы, индивид избирательно слеп ко всему положительному в мире, в своем существовании (Гроф С, 1985), склонен к депрессиям. Третья базовая перинатальная матрица (БПМ-3) отражает вторую клиническую стадию биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются,но, в отличие от предыдущей стадии, шейка матки уже открыта. Это позволяет плоду постоянно продвигаться по родовому каналу, что сопровождается сильнейшими механическими сдавлениями, удушьем.Однако ребенок уже не обречен на пассивность, он отчаянно борется за выживание. Создание рожающей женщине максимально комфортных условий способствует физиологическому родоразрешению, что снижает количество и интенсивность негативных переживаний как у матери, так и у ребенка. Таким образом, оптимальную организацию процесса родов, грамотное родовспоможение, включающее психологическую помощь роженице, можно считать профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка. Психологически благоприятная обстановка на протяжении всего периода родов возникает при полном доверии и понимании между женщиной и медперсоналом. Улучшить эмоциональное состояние роженицы может своевременное и деликатное информирование ее о предстоящих манипуляциях и связанных с ними возможных ощущениях. Важно также стремиться создать женщине максимальный физический комфорт (удобные родовые столы и другое медицинское оборудование). Целесообразно использование индивидуальных родовых залов, позволяющее предотвратить обмен роженицами информацией псевдомедицинского или негативного характера, индуцирование отрицательных эмоций.
Залогом здоровья рожениЦЫ младенЦА является создание обстановки психологического и физического комфорта во время родов, своевременное информирование женщины о том, что происходит и что предстоит, оказание ей при необходимости не только квалифицированной врачебной, но и психологической помоЩи.
19. Влияние особенностей раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровья.БПМ-4 (четвертая базальная перинатальная матрица) – связана с заключительной стадией родов, она становится началом жизни ребенка вне матери. Перед освобождением ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Борьба за рождение достигает кульминации. После темноты ребенок впервые сталкивается с ярким светом и прекращает телесную связь с матерью. При неправильном отношение к нему в постнатальном периоде, младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию и в результате возможны отклонения и задержка психомоторного развития. От адаптации ребенка в раннем периоде зависит уровень его базальной тревоги, развитие, здоровье. Ранний период- это критический период, который характеризуется максимальной восприимчивостью младенца к внешним факторам. Фрейд утверждал, что «младенец, при условии включения заботы, которую он получает от матери, представляет психическую систему». Последствия базальной тревоги можно свести к минимуму, проведя правильную психологическую подготовку женщины к родам и правильно оказав родовспоможение.
Существуют три типа стратегии поведения, связанных с базальной тревогой: — стремление к людям, стремление от людей (независимость), стремление против людей (агрессия). То, как происходит общение матери с новорожденным в первые часы жизни, оказывает большое влияние на их последующую жизнь. Лишение новорожденного физического биологически активного контакта с матерью во время критического периода негативно сказывается на здоровье обоих. Если женщин разлучают с младенцами, то матери страдают от отсутствия информации о детях и у них растет тревога. Такие дети беспокойны в первые месяца жизни и часто плачут. Так же вредна разлука с матерью в 6-9 месяцев. Ребенок становится грустным, плаксивым, менее активным, у него снижается аппетит, нарушается сон. Через 1-2 месяца отмечается депрессивная симптоматика: малыш перестает плакать, отказывается вставать с постели, может часами неподвижно лежать на животе или в позе эмбриона с открытыми глазами, не обращая внимания на окружающих. Иногда может возникнуть аутоэротическая активность, Появляются самотовегетотивные дисфункции: диспепсия, потеря в весе, эпизодические подъемы температуры тела, кожные высыпания, повышается восприимчивость к инфекциям, часто болеют, заболев
Неблагоприятно протекающая беременность, тяжелые неудовлетворительные отношения в системе «мать-дитя» возникающие в первые дни и первый месяц после рождения, могут быть причиной младенческой депрессии. Этому так же способствуют неприятия ребенка матерью, неуверенность в своих силах, высока тревога, супружеская дисгармония недовольство, а так же дефицит эмоциональных связей матери с ребенком в результате ее учебы или работы. У ребенка может наблюдаться беспокойный сон, сопровождающийся вскриками, плачем, неустойчивый стул. Опрелости и высыпания на коже. При выявлении МЛАДЕНЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ необходима психотерапевтическая помощь матери, а часто – семье. Для психологического здоровья ребенка с матерью надо установить теплые, радостные отношения между ними «принцип наслаждения» по Фрейду. А по БОУЛБИ базовая потребность ребенка заключается в потребности близости с ухаживанием за ним матери. Если «ухаживающая персона» пытается удовлетворить потребности младенца в комфорте и безопасности, у ребенка снижается уровень базальной тревоги, растет уверенность в своих силах и его деятельность направляется на познание окружающего мира.
В результате исследований установлено, что взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем. Благоприятно на развитие ребенка влияют матери, движения которых синхронны движениям младенца во время общения с ним, эмоции экспрессивны, контакты с ребенком разнообразны Общение ребенка с ригидными матерями, редко берущими их на руки («матери с деревянными лицами»), не способствуют развитию психических функций ребенка.
Существуют три вида поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью.
ТИП А. Избегающая привязанность 20-21,5% случаев. Не ищет контакта с матерью. Детей с подобным поведением называют индифферентными.
ТИП В . Безопасная, или надежная привязанность. Встречается в 65-66 %. В присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно. Если она уходит, начинает беспокоится.. При возвращении ее, ребенок успокаивается.
ТИП С. Амбивалентная привязанность встречается в 10-12,5 %. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает, Когда она возвращается, ребенок стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берет его на руки, он вырывается.
ТИП Д. Дезорганизованная привязанность встречается в5-1- %. Ребенок, увидев вернувшуюся мать, застывает или убегает от нее. При попытке выйти из комнаты хватает ее и не отпускает от себя, говорят о СИМБИОТИЧЕСКОМ типе привязанности.
Следовательно, чтобы ребенок рос здоровым и хорошо развивался, чтобы он радовал мать, нельзя разлучать мать и ребенка после родов. Следует помочь ей освоить навыки кормления младенца и ухода за ним. Все это будет способствовать становлению протодиалога между матерью и ребенком, взаимодействию в системе «мать-дитя» и формированию безопасной, надежной привязанности.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
источник
Роды –это естественный физиологический рефлекторный процесс, начинающийся с момента регулярной родовой деятельности (появлением регулярных схваток) и заканчивающийся рождением ребенка.
Роды требуют от женщины максимального физического и психического напряжения. Роды являются событием, влекущим перемены в жизни матери и вообще в жизни родителей даже большие, нежели в жизни ребенка. К моменту появления ребенка на свет здоровая женщина, если о ней достаточно заботились, обладает знаниями, которые не почерпнуть из книг или курсов дородовой подготовки, прекрасно знает нужды ребенка и готова действовать, т. е. у нее формируется родовая доминанта. У женщин, переживающих стрессовые ситуации в конце беременности, формирование доминанты родов нарушается.
Ребенок получает в процессе родов сильнейшую физическую и психическую травму. Отто Ранк придавал ей большое значение и называл «родовой травмой» (не в акушерском, а в психическом смысле) и «первичным шоком». Роды по О. Ранку приводят к переживанию утраты первичного объекта любви (матери). Испытав это, человек на протяжении всего детства, а иногда и во взрослом состоянии пытается вновь обрести его.
Продолжительность физиологических родов может быть различна и составляет у первородящих примерно 12–16 часов, а у рожающих повторно – 8-10 часов. В клиническом течении родов выделяют три периода: первый период – раскрытие шейки матки; второй период – изгнание плода; третий период – последовый.
Начало родов: плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки еще закрыта, выхода нет. Ребенок испытывает при этом неодолимое чувство возрастающей тревоги, связанной с надвигающейся смертельной опасностью, усугубляющейся тем, что определить источник опасности невозможно. Символическое выражение – бесконечное и безнадежное заточение в помещении без выхода, порождающее чувства беспомощности, неполноценности, отчаяния.
Вторая стадия: сокращение матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии шейка матки уже открыта. Это позволяет плоду постоянно продвигаться по родовому каналу, что сопровождается сильнейшими механическими сдавливаниями, удушьем, часто непосредственным контактом с такими биологическими материалами, как кровь, моча, слизь, кал. Однако ребенок уже не обречен на пассивность, он отчаянно борется за выживание. Ситуация при этом не кажется безнадежной, а сам ее участник не беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем, чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель. В постнатальном периоде фиксация на переживаниях этой матрицы может проявляться в повышенной активности, в склонности к авантюрам, страху и агрессии, к извращенной сексуальности.
Создание рожающей женщине максимально комфортных условий способствует физиологическому родоразрешению, что снижает количество и интенсивность негативных переживаний как у матери, так и у ребенка. Таким образом, оптимальную организацию процесса родов, грамотное родовспоможение, включающее психологическую помощь роженице, можно считать профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка.
Психологически благоприятная обстановка на протяжении всего периода родов возникает при полном доверии и понимании между женщиной и медперсоналом. Роженица нуждается в доброжелательном обращении на протяжении всего родового акта и после родов. Важно понимать, что многие женщины во время родов испытывают тревогу, связанную прежде всего с дефицитом информации о происходящем с ней сейчас и о том, что предстоит. Улучшить эмоциональное состояние роженицы может своевременное и деликатное информирование ее о предстоящих манипуляциях и связанных с ними возможных ощущениях. В случае осложнений женщине необходимо сказать о них. При этом спокойный тон, четкие инструкции должны внушать ей уверенность в благоприятном исходе родов.
Важно также стремиться создать женщине максимальный физический комфорт. Целесообразно использование индивидуальных родовых залов, позволяющее предотвратить обмен роженицами информацией псевдомедицинского или негативного характера, индуцирование отрицательных эмоций.
Естественные роды
Роды – это естественный нормальный процесс, но даже при нормально протекавшей физиологической беременности у вполне здоровой женщины во время родов могут возникнуть осложнения, нестандартные ситуации, требующие медицинского вмешательства.
Только веские причины дают право врачу вмешиваться в процессы течения беременности и родов (назначать дату родов, управлять процессом, применять седативные препараты, осуществлять анестезиологическое пособие, кесарево сечение и т. д.).
В нашей стране за годы перестройки появилось много альтернативных форм ведения родов, и этот процесс продолжается до сих пор. Среди них немало таких, которые, рекламируя «естественные роды», любое медицинское вмешательство объявляют вредным. Настроенные таким образом беременные женщины и их мужья начинают возражать против даже необходимых вмешательств, что нередко угрожает здоровью матери и ребенка. Это никак нельзя считать естественным. При принятии решения о проведении домашних родов важно продумать возможность получения при необходимости неотложной медицинской помощи.
В настоящее время некоторые специалисты продолжают пропаганду родов в воду, пик моды на которые пришелся на конец прошлого века.
В родах женщина не должна чувствовать себя одинокой. Поэтому естественными являются партнерские роды.
Партнерские роды
В нашей стране только в конце 1990-х гг. стали появляться сторонники партнерских родов, и их становится все больше. Это соответствует рекомендации ВОЗ, согласно которой во время родов не только вполне допустимо, но и желательно присутствие кого-нибудь из близких. Однако четкой технологии организации процесса партнерских родов до сих не разработано.
В результате в настоящее время можно наблюдать резко контрастную картину последствий партнерских родов: семейная ситуация пар, участвовавших в них, варьируется от резкого ухудшения отношений до прямо противоположного эффекта гармонизации взаимоотношений. Высказываются как позитивные, так и негативные мнения о целесообразности и последствиях участия мужчины в процессе рождения его ребенка. Наряду с положительными субъективными отзывами мужчин – участников родов есть немало таких, которые носят ярко выраженную негативную окраску. Описываются страх, ощущение собственного бессилия и ненужности в данной ситуации. Следствием присутствия на родах, по мнению некоторых мужчин, является дальнейшее нарушение семейно-брачных, интимных отношений, депрессия, противоречивое отношение к ребенку.
Поведение мужчины, участвующего в партнерских родах, может быть разным. Во многом оно зависит от качества дородовой подготовки. Выделяют три варианта поведения мужчин в партнерских родах.
1. Активно-адекватное, характеризующееся активным участием. Оно проявляется тем, что мужчина уверенно помогает жене принять наиболее удобную позу, умело осуществляет некоторые обезболивающие манипуляции, выполняет рекомендации медицинского персонала, играя роль своеобразного «посредника» между ними и роженицей. Он, как правило, бурно радуется появлению ребенка, не мешая при этом медицинскому персоналу.
2. Пассивно-созерцательное поведение характеризует мужчин, смутно представляющих себе, чем и как они могут помочь роженице, а поэтому практически не участвующих в процессе родов. Они находятся как бы в стороне, наблюдая за действиями жены, медицинского персонала, но при этом не мешая и не вмешиваясь в процесс. При появлении новорожденного бурной радости такие мужчины, как правило, не выражают, но эмоциональное отношение к ребенку в целом теплое. Нередко более интенсивно они выражают свою радость, благодарность супруге и медицинскому персоналу через час после окончания родов.
3. Агрессивно-наступательное поведение проявляется попытками мужчин активно и бесцеремонно вмешиваться в действия медицинских работников, требовать у них подробного отчета и объяснения любой манипуляции, «командовать» действиями жены, не помогая ей. Подобное поведение может быть результатом очень высокой тревоги мужчины, отсутствия дородовой подготовки или дидактогении. Агрессивно-наступательное поведение мужчины в родах может мешать их течению, нервировать роженицу, провоцировать конфликты с персоналом. Поэтому важно принять меры, чтобы не допускать такого мужчину в родильный зал во время потужного периода. После благополучного рождения ребенка мужчина может вернуться к супруге и с ней порадоваться новорожденному. При этом, как правило, тревога и агрессивность сменяются радостью и благодарностью.
Большинство специалистов соглашается, что женщина не должна оставаться одна во время родов и что при этом лучшим партнером для нее, как правило, является муж. Нередко споры о целесообразности партнерских родов заводят в тупик потому, что четко не определен предмет спора. Бессмысленно обсуждать целесообразность партнерских родов без учета того, проводилась или нет подготовка к ним, какие цели были поставлены перед партнерами, какие пути к их достижению обозначены. Именно смысл, содержание, партнерских отношений в родах, подготовленность к ним приводят к положительным или к отрицательным их последствиям. Если совсем неподготовленный или неверно подготовленный мужчина оказывается свидетелем процесса родов, его присутствие может оказаться даже вредным. Грамотно подготовленные и правильно проводимые партнерские роды обеспечивают благоприятный эмоциональный фон, снижают количество осложнений.
Решение об участии мужа в родах должно обсуждаться и приниматься обоими супругами, не должно быть спонтанным, необдуманным. При решении вопроса о присутствии на родах нужно учитывать и мотивы, которыми руководствуются супруги, настаивая на этом.
Находящийся постоянно рядом с женой в первом периоде родов родной, внимательный, чуткий человек может очень помочь женщине успешно справиться со всеми трудностями в минуты и часы томительного, полного тревоги ожидания.
В перерывах между схватками женщине надо расслабиться и отдохнуть. В это время ей очень могут пригодиться приемы релаксации, которыми можно овладеть в процессе дородовой подготовки. Воспользоваться ими бывает трудно, если в это время рядом с ней нет никого из близких, врачу и акушерке некогда или с ними нет доверительных отношений.
Женщина может почувствовать себя очень одинокой и несчастной, от ее оптимизма и воодушевления, скрашивающих начало родовой деятельности, может не остаться и следа. Присутствие рядом мужа, который уверен в своей жене, не суетится, может быть как нельзя кстати. Его задача – развлечь роженицу разговором, пошутить, подбодрить. Пока схватки еще не очень часты, с разрешения врача можно походить с женой по коридору, помочь ей принять душ. Мужчина вместе с женщиной считает частоту дыхания, отмечает время схватки, делает массаж, охраняет ее покой во время релаксации. Томительные часы ожидания появления ребенка при этом не кажутся такими бесконечными.
Во время второго периода – периода изгнания, продолжающегося от двадцати минут в случае повторных родов до двух часов, если женщина рожает впервые, начинается активная работа роженицы. Томительное ожидание закончилось. Женщина при этом нередко испытывает облегчение и удовлетворение, настроение у нее в этот период, как правило, улучшается. Она уже не чувствует себя беспомощной, не замечает усталости, собирается с силами, понимая, что от ее активности зависит многое.
Важно, чтобы женщина полностью доверяла врачу, который помогает ей в родах. Если это условие соблюдается, то она, полагаясь на его знания и опыт, спокойно обсуждает и принимает его решение о каком-нибудь необходимом медицинском вмешательстве.
Возможность мужчины в этом периоде родов быть полезным минимальна. При некоторых характерологических особенностях он может даже мешать, вызывать своим взволнованным видом у женщины негативные эмоции, отвлекать ее от серьезной работы, смущать ее. Так, одна наша пациентка во время потуг, взглянув на мужа, стала пытаться поправить прическу. Некоторые активные, но плохо подготовленные мужья, видя, что жене приходится нелегко, начинают требовать от врачей, чтобы те немедленно приняли меры для того, чтобы все закончилось быстрее. У особо впечатлительных мужчин в результате присутствия на родах в периоде изгнания могут возникнуть функциональные сексуальные расстройства.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
источник
Влияние особенности зачатия, течения беременности и родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его способности.
Акт рождения — это освобождение и в то же время безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы зарождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребёнок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым.
После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. От того, как пройдёт адаптация ребёнка в раннем периоде зависит уровень его базальной тревоги, развитие, здоровье. Ранний период – это критический период, который характеризуется максимальной восприимчивостью младенца к внешним факторам.
В процессе родов ребенок получает физическую и психическую травму, связанную с угрозой жизни, с резким изменением условий существования. Испытываемый при этом рождающимся ребенком страх и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой во многом предопределяет в дальнейшем развитие человека, его поступки.
Неблагоприятно протекающая беременность, тяжелые роды, неудовлетворительные отношения в системе «мать — дитя» могут быть причинами возникновения сразу же после родов или в течение первого месяца жизни так называемой младенческой депрессии. Этому может способствовать осознаваемое или неосознанное непринятие ребенка матерью, ее неуверенность в своих силах, высокая тревога, супружеская дисгармония и т. п. Все это может привести к развитию невротической депрессии у женщины, характерными чертами которой являются слезливость, чувства тревоги, необъяснимой печали, нарушения сна.
Не менее важной причиной возникновения младенческой депрессии может служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, связанный с ее занятостью (учеба, работа).
Младенческая депрессия характеризуется невозможностью ребенка достичь состояния комфорта. На его лице постоянная гримаса недовольства, он постоянно кричит.
Выделяют три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью:
Тип А. Избегающая привязанность встречается примерно в 20-21,5% случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на ее возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта, продолжает игру. Он не идет на контакт с ней даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Детей с подобным поведением называют индифферентными.
Тип В. Безопасная, или надежная, привязанность встречается чаще других (65-66%). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери идет контакта С ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.
Тип С. Амбивалентная привязанность встречается примерно в 10-12,5% случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту.
Тип D. Дезорганизованная привязанность встречается примерно в 5-10% случаев. Этот тип привязанности считается патологическим и характеризуется тем, что ребенок, увидев вернувшуюся мать, застывает или убегает от нее.
Если проведение эксперимента невозможно, так как ребенок внимательно следит за матерью и при малейшей попытке выйти из комнаты хватает ее и не отпускает от себя, говорят о симбиотическом типе привязанности.
Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо развивался, чтобы он радовал мать, нельзя разлучать мать и ребенка после родов.
Во многом проблемы здоровья ребенка, его развития связаны с ситуацией и состоянием родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения на развитие плода и ребенка, на состояние его здоровья, безусловно, влияют возраст родителей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и т.п. О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (Е. Вегп, 1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти;, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Э. Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.
На основании своих исследований Э. Берн выделял «родовые сценарии». Наиболее часто, считал он, встречаются сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго — знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери.
Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей:
1. Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций).
2. Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде).
3. Психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности.
4. Задержки созревания плода и недонашиваемость.
При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или психотерапевта.
Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.
Э. Берн придавал большое значение очередности рождения. Наши клинические наблюдения также подтверждают, что особенности развития и состояние здоровья младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился.
Для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеского холона на появление мотивации к зачатию целесообразно выделять стадии развития семьи на основе анализа динамики отношений супругов. Были выделены:
1. стадия добрачных отношений;
4. стадия зрелого супружеского холона;
5. стадия экспериментирования с независимостью;
6. стадия «ренессанса» супружеских отношений.
Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога родителей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во время 1-й, 2-й, 5-й стадий жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обратиться к психологу, а в сложных случаях — к семейному психотерапевту.
Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка становятся гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разрешены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от беременности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленными и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение. Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплощения в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственными, укрепляют отношения.
Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше времени проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситуацией, могут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспоминаниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, произведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности.
В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, физические нагрузки. Доказано, что прием поливитаминов супругами в течение 2 недель до зачатия и 2 недель после него предупреждает многие осложнения беременности. Срок 2 недели выбран не просто так. Ведь именно в течение 2 недель созревают мужские половые клетки — сперматозоиды. Учитывая, что они жизнеспособны в течение примерно 3 дней, легко вычислить, что при активной половой жизни здоровых супругов в течение менструального периода есть всего 4-5 дней до и после овуляции, во время которых возможно зачатие..
Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.
В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок.
• 5-6-й день после зачатия (период имплантации);
• 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);
• 20-24-я неделя беременности (бурное становление многих систем организ
Матка, в которой развивается плод, является для него первичной экологической нишей (8еЫпд1ег Н., 1985). Во время пренатального периода развития
. ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой .
Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка.
Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.
В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервнопсихических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, основываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестаци- очной доминанты (лат. дезТаТго — беременность, Аоштапз — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры.
Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического.
У беременных женщин, находящихся в стрессовой ситуации, формируется имеющий определенные стадии общий адаптационный синдром, который был описан еще Г. Селье (Н. 8е1уе, 1974). При этом длительность стадии тревоги составляет 710 дней, стадии резистентности — 1,5-2 месяца с момента стрессового воздействия, а с конца второго месяца уже улавливаются признаки стадии истощения, формируется «системный структурный след» в элементах функциональной системы «мать- плацента—плод». При этом периодически включаются компенсаторные резервы женщины, что обусловливает волнообразное течение процесса.
Острый психоэмоциональный стресс, перенесенный в ранние сроки беременности, увеличивает развитие угрозы прерывания беременности в 3-11 раз, риск появления тяжелых форм гсстозов — в 5 раз, неправильного предлежания плаценты — в 2 раза. Риск хронической внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3-4 раза, формирования синдрома задержки развития плода — в 3 раза, преждевременных родов — в 8-10 раз (Мальгина Г. Б., 2001).
В целом наиболее тяжелые последствия для матери и плода возникают, если беременные женщины переносят острый стресс в первой половине беременности.
Через организм матери плод опосредованно испытывает пренаталъный стресс. Последствия пренатального стресса зависят от того, какого рода стрессорное воздействие и на каком сроке беременности было оказано. Н. А. Полякова считает, что наиболее тяжелые и длительные последствия возникают у пренатально стрес- сированных особей, матери которых подвергались воздействию физиологического стресса. Последствия психоэмоционального стресса после наступления половой зрелости в большей или меньшей степени нивелируются при благоприятных условиях постнатального развития (2001).
Здоровье детей во многом зависит от того, насколько благополучно прошло родо- разрешение. Роды — это физиологический процесс, требующий максимального физического и психического напряжения женщины, умения владеть собой и выполнять необходимые действия в сложных, близких к экстремальным условиях (Прохорова О.
В., Пироженко Е. В., 2001). В последние годы в современном акушерстве активно развивается тенденция к достижению максимальной естественности родов; проблема психологической поддержки в процессе родов становится особенно актуальной.
Роды сами по себе уже становятся для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. О. Ранк придавал ей большое значение и называл «родовой травмой» (не в акушерском, а в психическом смысле) и «первичным шоком». Роды, по О. Ранку, приводят к переживанию утраты первичного объекта любви (матери). Испытав это, человек на протяжении всего детства, а иногда и во взрослом состоянии, пытается вновь обрести его.
За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям.
При стрессе, перенесенном женщиной в конце беременности, последствия его в основном сказываются на формировании доминанты родов. У таких женщин в 2,5-2,7 раза чаще роды наступают позднее положенного срока, в 7,0-7,6 раза чаще обнаруживается вторичная слабость и (или) дискоординация родовой деятельности, в 2,7-2,9 раза чаще возникает патологическая потеря крови. Риск внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3,8-4,4 раза (Мальгина Г. Б., 2001).
Учитывая все это, вряд ли можно считать «спекуляциями» представления о том, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в процессе родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие, нервно-психические особенности.
Создание рожающей женщине максимально комфортных условий способствует физиологическому родоразрешению, что снижает количество и интенсивность негативных переживаний как у матери, так и у ребенка. Таким образом, оптимальную организацию процесса родов, грамотное родовспоможение, включающее психологическую помощь роженице, можно считать профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка.
Психологически благоприятная обстановка на протяжении всего периода родов возникает при полном доверии и понимании между женщиной и медперсоналом. Роженица нуждается в доброжелательном обращении на протяжении всего родового акта и после родов. Важно понимать, что многие женщины во время родов испытывают тревогу, связанную прежде всего с дефицитом информации о происходящем с ней сейчас и о том, что предстоит. Улучшить эмоциональное состояние роженицы может своевременное и деликатное информирование ее о предстоящих манипуляциях и связанных с ними возможных ощущениях. В случае осложнений женщине необходимо сказать о них. При этом спокойный тон, четкие инструкции должны внушать ей уверенность в благоприятном исходе родов.
Важно также стремиться создать женщине максимальный физический комфорт .
Залогом здоровья роженииы и младениа является создание обстановки психологического и физического комфорта во время родов, своевременное информирование женшины о том, что происходит и что предстоит, оказание ей при необходимости не только квалифицированной врачебной, но и психологической помоши.
источник