Вооруженных Сил и родах войск
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника
Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности.
Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)
Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер.
Первостепенное значение приобретают вопросы психологической совместимости военнослужащих. Поэтому в большинстве случаев военнослужащему недостаточно лишь умения и готовности качественно исполнить непосредственные обязанности. Он должен еще обладать способностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими членами экипажа (номерами боевого расчета), иметь внутреннюю направленность на коллективизм. Психологическую основу взаимодействия военнослужащих в коллективе составляют уставные взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни. В процессе совместной жизнедеятельности военнослужащих может возникнуть конфликт. Любой конфликт всегда отрицательно влияет на взаимоотношения в группе, а следовательно, и на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета. Умение жить бесконфликтно – это одно из требований воинской деятельности. Но само оно не приходит, ему надо учиться и учитывать, что общая задача воинского коллектива выше личных запросов и интересов. При этом надо помнить, что любые компромиссы не должны унижать личное достоинство человека. Военная служба – это первая ступень, где проверяется уровень готовности человека к взрослой жизни, где жестко, без скидок и условностей каждый получает оценку за прожитые 18 лет.
Современный уровень технической оснащенности Вооруженных Сил не только повышает требования к общеобразовательному уровню, физической подготовленности и морально-психологическим качествам призывников, но и позволяет им в процессе военной службы приобрести профессиональные знания, навыки и качества, необходимые в жизни после увольнения в запас. Поэтому прохождение военной службы для молодого человека является, по сути дела, подготовкой его ко взрослой жизни.
Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации
2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.
3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
— быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;
— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
— беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
— быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
— поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
— вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
— соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
4. Воинская дисциплина достигается:
— воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
— знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
— личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
— поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
— четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
— повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
— созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.
5. За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
6. В целях поддержания воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:
— изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими разных национальностей;
— знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий;
— немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать любые действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения);
— организовывать правовое воспитание, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;
— воспитывать подчиненных военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, обеспечивать на основе гласности их правовую и социальную защиту;
— анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных военнослужащих, своевременно и объективно докладывать вышестоящему командиру (начальнику) о нарушениях, а о преступлениях и происшествиях — немедленно. При обнаружении в действиях (бездействии) подчиненных признаков преступления командир воинской части обязан незамедлительно уведомить об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции и принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Воспитать в себе дисциплинированность – задача не одного дня, для этого нужны месяцы, а иногда и целые годы.
источник
Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.
УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.
Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.
Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.
Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.
Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.
Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.
РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.
До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия. Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности. Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг. Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.
Представление об особенностях воинской деятельности в разных видах Вооруженных Сил РФ дает характеристика приведенных ниже классов воинских должностей.
источник
Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к Вооруженным Силам РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «Вооруженные Силы», а, следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Действуя в рамках, определенных предназначением Вооруженных Сил России, военнослужащий должен быть готов к исполнению своих обязанностей, которые могут включать:
— участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, в условиях вооруженных конфликтов;
— исполнение должностных обязанностей в повседневной жизни;
— несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;
— участие в учениях или походах кораблей;
— выполнение приказа, отданного командиром или начальником. Все виды воинской деятельности военнослужащего должны прежде всего способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделения, в котором он проходит военную службу.
Исходя из этого, в воинской деятельности можно выделить три основных ее элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.
Учебно-боевая подготовка
Учебно-боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка в первую очередь направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. (Боеспособность — это возможности войск вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с их предназначением; боеспособность зависит от укомплектованности, боевой выучки и морально-боевых качеств личного состава частей и подразделений.)
Учебно-боевая подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и военное время
В ходе учебно-боевой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, во время которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.
Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям.
Учебно-боевая подготовка — это в основном практическая подготовка, направленная на овладение личным составом вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою для обеспечения превосходства над противником.
Таким образом, основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые включают в себя многократное повторение действий, направленное на отработку действий с вооружением и военной техникой и умелое использование их тактико-технических характеристик в бою.
Воинская деятельность — это в основном деятельность в коллективе (расчете, экипаже, отделении). Следовательно, тренировки проводятся как индивидуально, так и в составе боевого отделения для отработки боевой слаженности.
Высшей формой обучения в частях и подразделениях являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, боевое слаживание подразделений и обеспечение боевых действий. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, приближенной к боевой.
В целях поддержания в постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в частях запланированы парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых проводятся осмотры и обслуживание вооружения и военной техники, а также работы по благоустройству парков (парк — территория, оборудованная для хранения, технического обслуживания и ремонта военной техники), военных городков и др.
Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации учебно-боевой подготовки — учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, а овладение всеми элементами воинской деятельности — психической устойчивости и физической выносливости.
Служебно-боевая деятельность
Служебно-боевая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время — способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.
Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.
Боевое дежурство — это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий.
Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др.
Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.
На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.
Для обеспечения необходимой степени боевой готовности на личный состав дежурных смен накладывается ряд ограничений и запретов в их поведении.
Так, например, личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается: передавать исполнение своих обязанностей по несению боевого дежурства; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей по несению боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их установленную готовность.
Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.
Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы.
Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
Для несения караульной службы назначаются караулы. Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов.
В состав караула входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящий. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.
Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.
Внутренняя служба — это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность.
Учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность военнослужащих, подразделений и частей в совокупности обеспечивают необходимый уровень боеспособности войск и степень их боеготовности, т. е. способность в любое время года и суток, в любых условиях быть готовыми к выполнению своего долга по защите Отечества. Повторим еще раз: вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделение и части к ведению реальных боевых действий.
Реальные боевые действия
Реальные боевые действия — это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляются их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника.
С древних времен до появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С развитием и совершенствованием огнестрельного оружия важнейшим элементом боя постепенно стал огонь из огнестрельного оружия. Дальнейшее увеличение скорострельности, дальности и меткости стрельбы оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями всех родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Современный бой требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности.
Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому особое место в ходе боя играет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, способность контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека не только высоких физических качеств, но и духовных и моральных. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а именно морально-психологическая готовность личного состава до конца выполнить свой воинский долг.
Яркое подтверждение вышесказанному — героическая оборона Брестской крепости (22 июня — 20 июля 1941 г.). Построенная в девятнадцатом столетии, крепость к середине XX века потеряла свое военное значение и использовалась для расквартирования частей Красной Армии. Внезапное нападение гитлеровцев на рассвете поставило в крайне трудное положение гарнизон крепости (примерно 3,5 тысячи человек). Окруженные врагом, в условиях острой нехватки, а потом и отсутствия боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды, защитники крепости сдерживали многократные яростные атаки превосходящих сил противника — целой дивизии вермахта с приданными ей частями усиления. Методично гитлеровцы вели артиллерийский огонь и бомбили крепость. Но наши держались. «Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и замечательную волю к борьбе»,— было сказано в боевом донесении гитлеровского военачальника. Голод, жажда, кровоточащие раны вконец истощили силы советских воинов. Порою лишь штык и приклад были их единственным оружием. Лишь постепенно гитлеровцам удавалось занимать одно крепостное сооружение за другим. Последние защитники крепости ушли в подземные казематы и по ночам продолжали наносить урон захватчикам. Руководитель обороны крепости на одном из ее участков майор П. М. Гаврилов остался один без бойцов и 23 июля 1941 г. принял свой последний бой с фашистами. Поразив из пистолета и оставшимися гранатами нескольких гитлеровцев, он, контуженный, без сознания, оказался в плену. Даже безжалостные враги выражали уважение к этому мужественному человеку. К счастью, майор Гаврилов выжил в неволе и в 1945 г. вернулся на Родину, продолжил службу в рядах Советской Армии. За исключительное мужество и героизм, проявленные при защите Брестской крепости, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою. Все названные качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.
Мужество и отличную взаимовыручку в бою показывали суворовские чудо-богатыри. Так, в ходе Итальянского похода 1799 г. в сражении на реке Треббии особенно отличились гренадеры Московского полка. Окруженные французскими пехотинцами, они не отступили и не сдались в плен. Московцы отстреливались во все стороны и, отчаянно бросившись в штыки, вырвались из окружения. А когда Суворов отдал приказ о наступлении и сам повел войска вперед, московские гренадеры устремились за любимым полководцем. Штабс-капитан Федоров, собрав вокруг себя солдат, пробился к неприятельскому знамени, но был убит выстрелом в грудь. Его солдаты не остановились. Атакующих возглавил капитан Нерадовский, который тоже вскоре погиб. Тогда гренадеры, ожесточенные гибелью командиров, с удвоенными силами бросились на противника, сбили их с позиции и все-таки захватили вражеское знамя. За этот подвиг полк получил коллективную награду — знамя с памятной надписью о боевом отличии.
Рассмотрим общие виды и основные элементы воинской деятельности. Важно отметить, что есть целый ряд особенностей в воинской деятельности в зависимости от вида или рода войск, в которых придется проходить военную службу. Для того чтобы лучше, если такая возможность представится, определить вид или род войск для прохождения военной службы, где более полно пригодятся приобретенный жизненный опыт, определенные склонности и предпочтения к виду деятельности, необходимо иметь четкие представления о структуре современной армии.
Подробно о родах и видах войск вы уже знаете из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для Х класса. Еще раз кратко напомним, какие имеются виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и каково их основное предназначение. Возможно, благодаря этой информации вы сделаете выбор, отдадите предпочтение тому или иному виду, роду войск, где военная служба будет более эффективна. (См. также вклейку, фото 20—26.)
В Вооруженных Силах Российской федерации в 1998 г. сформированы четыре вида ВС:
— Ракетные войска стратегического назначения (РВСН);
— Сухопутные войска (СВ);
— Военно-Воздушные Силы (ВВС);
— Военно-морской Флот (ВМФ).
Ракетные войска стратегического назначения включают в себя ракетные войска стационарного и мобильного базирования. Они состоят из ракетных армий, воинских частей. РВСН — главный компонент стратегических ядерных сил.
Сухопутные войска — самый многочисленный вид Вооруженных Сил России. Они включают в себя мотострелковые, танковые, воздушно-десантные, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, а также специальные войска (разведывательные, инженерные, химической и бактериологической защиты, связи, радиоэлектронной борьбы, технического обеспечения, топогеодезические, гидрометеорологические) и тыл.
СВ предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше.
Мотострелковые войска предназначены для ведения боевых действий самостоятельно, а также совместно с другими родами войск и специальными войсками. В мотострелковых войсках имеются мотострелковые, танковые, ракетные, артиллерийские, зенитно-ракетные подразделения и части, а также подразделения специальных войск и тыла.
Современные мотострелковые войска оснащены мощным вооружением: ракетными комплексами, боевыми машинами пехоты, бронетранспортерами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми ракетными комплексами, зенитными ракетными комплексами, эффективными средствами разведки и управления.
Танковые войска составляют главную ударную силу СВ. Организационно танковые войска состоят из соединений, частей и подразделений. В их составе имеются также мотострелковые, ракетные, артиллерийские, зенитные артиллерийские и ракетные части и подразделения. На вооружении танковых войск находятся высокоподвижные танки с мощной броневой защитой и вооружением.
Ракетные войска и артиллерия — это род СВ, являющийся основным средством огневого и ядерного поражения противника.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) — мобильный род войск, предназначенный для выполнения боевых задач в тылу противника. Они оснащены современным вооружением и военной техникой (боевыми машинами десанта, самолетами, вертолетами и др.). Организационно ВДВ состоят из парашютно-десантных, артиллерийских, самоходно-артиллерийских, специальных и других частей и подразделений.
Войска противовоздушной обороны СВ — род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, прикрытия группировок войск, пунктов управления и объектов тыла.
Кроме родов войск, в состав СВ входят специальные войска: войска связи, части и подразделения тыла.
Войска связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи и обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.
Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения войск и боевых действий.
Военно-Воздушные Силы — новый вид Вооруженных Сил, создан в 1998 г. путем преобразования двух видов ВВС и Войск ПВО.
ВВС — вид Вооруженных Сил России, предназначенный для отражения воздушно-космического нападения, завоевания господства в воздухе, а также для решения ударных (разрушения военных объектов, уничтожения живой силы и боевой техники противника и др.), разведывательных, транспортных и специальных задач.
ВВС включает в себя авиацию: бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную, армейскую и специальную. В состав ВВС входят:
зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска, части и подразделения специальных войск.
Готовность летных частей и подразделений ВВС к ведению боевых действий обеспечивается составом авиационно-технических частей. К ним относятся авиационно-технические базы и отдельные батальоны авиационно-технического обслуживания.
Военно-морской Флот предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.
ВМФ состоит из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также части специального назначения, части и подразделения тыла.
Подводные силы — ударная сила флота. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки — на атомные и дизель-электрические.
Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами.
Надводные силы — важная часть ВМФ. Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода подводных лодок в районы боевых действий и их возвращения на базы, для перевозки и прикрытия десантов.
Морская авиация — род сил ВМФ, состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой авиации.
Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов.
Войска береговой обороны предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья и др.
Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ.
Ознакомившись с видами Вооруженных Сил и родами войск, их предназначением, необходимо также иметь в виду, что воинские обязанности имеют отличие не только в зависимости от вида Вооруженных Сил или рода войск, но еще и от воинской должности.
В Вооруженных Силах в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности.
Для более полного представления об особенностях воинской деятельности кратко ознакомимся с основными должностями, комплектуемыми солдатами, матросами, сержантами и старшинами в видах Вооруженных Сил по классам сходных воинских должностей (табл. 4).
Ознакомившись со всеми особенностями воинской деятельности, необходимо сделать вывод, что исполнение обязанностей военнослужащим — это специфическая область деятельности человека, которая широка и многогранна и требует от молодого человека перед поступлением на военную службу осмысленного и взвешенного подхода к оценке своих возможностей и организации своей подготовки к военной службе с учетом требований к духовным качествам, к уровню образования и физическим качествам.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации
Рассмотрим ряд должностных обязанностей военнослужащих по видам Вооруженных Сил РФ, определяющих требования к уровню их профессиональной подготовки.
Операторские воинские должности в Ракетных войсках стратегического назначения
Оператор командной радиолинии. Штатная воинская должность — оператор. Штатное воинское звание — рядовой. Оператор выполняет набор и выдачу команд управления бортовыми системами космических аппаратов и контроль за обменом информацией между наземными средствами и космическими объектами.
Оператор командной радиолинии обязан знать назначение, устройство и правила эксплуатации аппаратуры радиолинии, набор и выдачу команд управления бортовыми системами космических аппаратов, контроль обмена информацией с ними и контроль исполнения команд.
Оператор командной радиолинии должен обладать способностью длительно сохранять интенсивное внимание, быстро воспринимать устную речь, запоминать зрительную и слуховую информацию, сохранять высокую работоспособность и активность при условиях воздействия посторонних раздражителей, быть дисциплинированным, исполнительным, организованным, аккуратным в работе.
источник
Тема 3.8. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества (1 час).
1. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
2. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
3. Виды воинской деятельности и их особенности.
4. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
5. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника.
6. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
7. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
Вооруженные Силы Российской Федерации оснащены современными видами вооружения и военной техники. В процессе их реформирования планируется качественно повысить уровень технической оснащенности войск. Это касается, прежде всего, средств ядерного сдерживания, систем боевого управления, информации и разведки высокоточного оружия.
Характеристики современного оружия и военной техники, правила их эксплуатации, обслуживания и боевого применения требуют высокого общего и профессионального уровня подготовки военнослужащих.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется:
— глубиной знаний (насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, закономерность сложных явлений);
— гибкость знаний (отражает способность военнослужащего творчески использовать их меняющихся условиях);
— прочность знаний (сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях).
Глубина гибкость и прочность знаний позволяет обеспечить их действенность, то есть воплощение в практических действиях.
Виды воинской деятельности и их особенности
Воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделение и части к ведению реальных боевых действий.
Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений.
Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.
Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне.
Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.
Боевое дежурство — это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Боевое дежурство является выполнением боевой задачи.
Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы.
Внутренняя служба — это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность.
Учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность военнослужащих, подразделений и частей в совокупности обеспечивают необходимый уровень боеспособности войск и степень их боеготовности, т. е. способность в любое время года и суток, в любых условиях быть готовыми к выполнению своего долга по защите Отечества.
Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.
источник