Виды роды и жанры искусства периодизация истории искусства

1. ИСКУССТВО есть совокупность художественно-образных форм воспроизведения действительности.

2. ВИДЫ ИСКУССТВА это формы художественно-творческой деятельности человека, такие как живопись, музыка, театр, художественная литература.

3. Виды искусства могут иметь РОДЫ и ЖАНРЫ.

4. Существует три группы видов искусств:

1) ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ( развертывают свои образы в физическом пространстве) . К ним относятся: живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладные искусства, дизайн;

2) ВРЕМЕННЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ (образы строятся во времени)

3) ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (образы обладают одновременно и физическими и временными качествами). К ним относятся: танец, актёрское искусство и всё базирующееся на нём, синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.).

5. Каждая из вышеперечисленных групп может пользоваться:

1) ЗНАКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. предполагающими сходство образов с чувственно-воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика – так называемые изобразительные искусства, а также литература, актёрское искусство);

2) ЗНАКАМИ НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. не допускающими узнавание в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.

3) ЗНАКАМИ СМЕШАННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, свойственными синтетическим формам искусства – синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусства с изобразительными; словесно-музыкальному, песенному и актерско-танцевальному пантомимическому синтезу.

6. РАЗНОВИДНОСТИ — словесное искусство (устное творчество, письменная литература), сценическое искусство ( драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, эстрада, цирк), танец ( бытовой, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и др.), музыка (вокальное искусство, разные типы инструментальной музыки).

7. РОДЫ искусства — литература (эпос, лирика, драма), изобразительное искусство (станковый, монументальный, декоративный, миниатюрный).

8. ЖАНРЫ искусства — живопись (портрет, пейзаж, натюрморт).

источник

  • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика);
  • временные (музыка, поэзия);
  • пространственно-временные (танец, театр).

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всегочеловечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Виды искусства — различные исторически определенные системы художественных выразительных средств, отличающиеся способами создания произведений искусства, своеобразием художественной образности и языка выражения и понимания художественно­эстетического смысла. Многообразие видов искусства определяется многообразием аспектов действительности, отображаемых с помощью различных средств художественной выразительности, наличием различных материалов, техник и технологий создания художественных произведений, служащих основой формирования языков искусства, различными способами обретения и передачи эстетического смысла и развившимися на их основе различными способами художественного мышления.

За конкретными видами искусства стоят типы художественной выразительности, систематизация которых составляет особую проблему в искусствознании и эстетике. Один из первых способов такой систематизации предложен Г. Э. Лессингом (18 в.) и основывается на дифференциации способов развертывания художественного содержания.

  • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика);
  • временные (музыка, поэзия);
  • пространственно-временные (танец, театр).

Наиболее распространенная систематизация видов искусства основывается на сопоставлении способов создания художественного образа. Основные виды искусства объединяются здесь с помощью следующих категорий:

  • изобразительные (скульптура, живопись, графика);
  • выразительные (музыка, архитектура, танец);
  • изобразительно-­выразительные (литература, словесное творчество);
  • синтетические виды искусства (театр, кинематограф и др.) — такие виды, где в одном произведении объединяются выразительные средства и возможности разных видов искусства (художественный синтез).

Особое место в этой систематизации играют искусства, образующиеся на грани собственно художественной деятельности и внеэстетической, утилитарной практики, где большую роль, тем не менее, играет применение художественно-эстетических мотивов и элементов. Это так называемые прикладные искусства — декоративно-прикладные виды и дизайн.

Декор это украшение — система дополнительных выразительных элементов при создании органично-синтетических художественных образов в архитектуре, чаще всего орнаментально-изобразительного типа (например, капители колонн и др.), одежде, мебели, интерьере. Иногда декор как часть архитектурных форм непросто отличить от особого декоративного рельефа и декоративной скульптуры, дополняющей здания, входящей в состав композиций, и архитектурно-парковых ансамблей. Декоративно-прикладное искусство как вид народного и профессионального творчества имеет фундаментальное сходство с дизайном.

Иногда в качестве отдельной группы выделяются сценические и зрелищные виды искусства, традиционной исторической основой которых выступал театр.

Наиболее удачной, с точки зрения эстетической теории, представляется типология видов искусства как систем художественного мышления, в каждой из которых первичной основой для создания многослойного эстетического содержания выступают разные уровни образования смысла в художественном сообщении.

В музыке это слой непосредственной ощутимой данности, на основе которого выстраиваются, как опосредованные и вторичные, все другие слои, — это слой простого чувственного факта — звучания, интонирования. Именно он здесь непосредственно понятен, ведь звук — это вибрация, непосредественно апеллирующая к человеческой эмоциональности, находящая, как правило, непосредственный активный отклик. Но на основе этой первичной, непосредственно-элементной понятности могут — весьма опосредованно — моделироваться и образные ассоциации, и настроение и характер (героя), и коммуникативная интенция автора.

В изобразительных искусствах такой первичной основой непосредственной данности- понятности выступает слой целостного художественного образа — в традиционном искусстве жизненно узнаваемого, а в экспериментально-авангардистском — сконструированного, — подобного такому типу цельного образа, который традиционно присущ формам архитектуры. Требуется усилие внимания, воспитание вкуса и даже художественное образование, чтобы выявить в подоснове этого простого целостно узнаваемого образа относительно автономную выразительность цвета и линий — выразительность чувственного факта. Требуется конструктивное прочтение, чтобы выявить смоделированное на основе образной очевидности фабульное содержание (жизнь героя) и авторский замысел.

Для словесного творчества, берущего свои истоки в архаическом мифе и нашедшем свое классическое воплощение в художественной литературе, базовый слой первичной очевидности связан с прямым, непосредственным выявлением личности героя, представляемой прежде всего его именем. Ведь феноменология имени — основа словесного мышления. Все прочие слои художественного сообщения здесь выстраиваются опосредованно, через сеть метафор и метонимий, образующих взаимоотсылающую систему элементов и связей словесного языка. Соотношения слов играют образными контекстами и звуковыми ассоциациями — но ведь это вторично для логики слова как таковой. Через соотношения слов за слоем образов и событий, за движением чувств и событий угадывается коммуникативная интенция автора.

Для такого вида искусства, как театр, первичной и специфической основой выступает перевоплощение актера; именно здесь наиболее непосредственно представлен сам автор художественного сообщения — в элементарной простоте этой логики он же актер, перевоплощающийся в своего героя. Личность автора — это тот глубинный смысловой уровень, который в других видах искусства открывается только как итог всего сложно организованного сообщения; но именно он прямо и непосредственно перед нами в театре. Именно актер — это не только исполнитель и интерпретатор, но и автор игры — субъект самого перевоплощения — незаменимый соавтор автора текста пьесы, непосредственно и очевидно предстающий перед зрителем, и только через систему опосредующих условностей и действий передающий чувственно-ассоциативную ауру, образный строй сообщения и характер действий своего героя, вплетающихся в коллизию пьесы, смысловой основой которой является судьба героя. (В античном театре, как и в театре времен Шекспира, как и, тем более, в народном бродячем театре, автор пьесы сам участвовал в спектакле в качестве актера).

Система видов искусства построена в данном типе систематизации на основе единства художественного мышления как смыслообразующей суперсистемы. Фактор такого единства объясняет тогда и феномен художественного синтеза, где средства выразительности представлены как взаимодополнительные.

Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:

Рельеф — вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф — низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализованно. В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь — прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм. Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф — высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью. Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам. (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.)

Гравюра — вид графики, где изображение является печатным оттиском рельефно выполненного рисунка, общее понятие для техник станковой графики (эстампа), среди которых ксилография, линогравюра, офорт, литография и др., и самих произведений- оттисков. Возникла на рубеже 14-15 вв. и послужила техническим прообразом книгопечатания. Различные техники эстампа постепенно появлялись позже.

Майолика — вид керамики, изделия из цветной глины, покрытой глазурью. В эпоху Возрождения известны рельефные композиции из майолики, авторство которых принадлежит знаменитому семейству мастеров делла Роббиа.

Коллаж (от фр. Collage — наклеивание — прием и техника в изобразительных и декоративных искусствах, позволяющая комбинировать разные материалы и даже цельные объекты в композиции произведения.

Монументальное изобразительное искусство — произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы). В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем — с позднего Средневековья — по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи — фреска. Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно.

Жанры — вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre — по-французски род).

  • В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др.
  • В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь — танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор — с множеством подразделяемых в них конкретных жанров.
  • В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества.
  • В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др.
  • В литературе — поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление.
  • В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры — драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели — комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др.
  • В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).

Род в искусстве — понятие, выражающее способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Основные роды творчества в искусстве — эпос, лирика и драма.

Приоритетные предметные сферы различных родов творчества таковы: для эпического это объективное бытие, описываемое автором как бы при взгляде со стороны, для лирического — внутренний мир субъекта, его переживания, выражаемые непосредственно от лица автора, для драматического — это взаимодействие субъектов в деятельности и борьбе.

Данные роды художественного творчества прослеживаются почти во всех видах искусства, хотя и имеют в каждом из них свою специфику. Роды творчества ведут свое происхождение из разных видов искусства: лирика — из музыки, пения, драма — из сферы театра, эпос — из словесного творчества.

Большую роль в спецификации родов творчества играет формальное соотношение автора и героя произведения: в эпосе они разведены — автор остается вне повествования о герое; в лирике сам автор выступает как герой, как бы — часто условно — заменяя его собою; в драме автор, напротив, действует не прямо, а через героя, перевоплощается в него, говорит от его имени. При этом наличие взаимодействия между героями — не единственный признак драмы: акт перевоплощения автора-актера в героя уже создает характерный эстетическое напряжение драматического рода — передачу коллизий судьбы героя при выраженном авторским сочувствии или с при ироничной отстраненности.

05.03.2016, 4253 просмотра.

источник

Вид и род искусства — понятия классификации, служащие для выражения отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется «родом», а тот, что содержится в другом, — «видом». В данном случае «родом» или тем, что содержит в себе как неком пространственном объеме произведенные произведения, будет «искусство»,

Лекция 2. Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусстве (2 ч.)

тогда как тем, что содержится в пространстве «рода», будет «вид» (чего) «искусства».

Класс, который содержит все другие классы системы, называется «высшим родом», или максимальным классом родовидового порядка. В случае художественной культуры «высшим родом» будет «искусство», содержащее в себе в качестве «видов» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, хореографии и т.д. В случае же изобразительного искусства как «рода» в качестве «видов» выступают: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, техническое искусство.

Архитектура — вид изобразительного искусства, здание или система сооружений в качестве художественного произведения. Архитектура возникла из культовых потребностей. Архетипом архитектурного здания служит алтарь.

Непосредственными свойствами архитектурного произведения-вещи являются: объемы в их взаимодействии, тяжесть, ритмические свойства поверхности, игра света и тени, размеры, соотношение нагрузки и опоры (тектоника), конструктивная целостность, взаимосвязь экстерьера и интерьера.

Архитектурное произведение непосредственно связано с окружающим пространством, являясь его организатором, выступает пространством синтезации различных видов и жанров изобразительного искусства.

Скульптура (от лат. «ваять», «высекать») — вид изобразительного искусства. Произведения скульптуры — это статуи, бюсты, рельефы, имеющие станковое (самостоятельное), монументальное (часть архитектурного пространства или здания), декоративное (украшение городского или садово- паркового ансамбля, здания, интерьера) и мемориальное значения.

Различают круглую скульптуру, т.е. допускающую обход со всех сторон, и скульптуру плоскостную (горельеф, барельеф, контррельеф).

Произведения скульптуры чаще всего изображают человека, реже — животных, еще реже — натюрморт.

Различают произведения скульптуры, выполненные высеканием (в камне, дереве, льде и пр.) и лепкой (из глины, пластилина, воска). Произведения скульптуры, выполненные лепкой, могут служить основой для тиражирования (в бронзе, гипсе, бетоне).

Произведения скульптуры могут иметь массовое распространение в виде мелкой пластики из обожженной глины, бронзы, пластмассы, золота и

Живопись — вид изобразительного искусства, имеющий произведения плоскостные с цветным изображением. Различают монументальную, станковую и декоративную живопись. Монументальная живопись в значительной степени зависима от архитектурного пространства, в соответствии с которым задумывается. Декоративная живопись также зачастую и функционально, и содержательно зависит от оформляемого объекта или предмета. Станковая живопись относительно самостоятельна и

Лекция 2. Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусстве (2 ч.)

может быть использована как для декоративных целей (например, при оформлении офиса, ресторана, клуба), так и выставочных задач (выставки картин в галереях, выставочных залах, музеях).

Произведения живописи нередко различают по разновидностям красочных материалов: масляная живопись, гуашь, темпера, фреска, мозаика, энкаустика.

Графика (от греч. «пишу», «рисую») — вид изобразительного искусства, имеющий произведения плоскостные цветные или черно-белые.

Произведения графики чаще все выполняются на бумаге (белой, цветной, тонированной, окрашенной), реже — на пергаменте, шелке или другой основе. К графическим техникам относятся: графитный, 1>ветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры, тушь, акварель, гуашь. Принято графическими считать произведения, исполненные на бумажной основе.

В зависимости от назначения и содержания графику подразделяют на станковую, книжную, журналъно-газетную, плакат, художественно- производственную или прикладную (этикетки, грамоты, почтовые марки).

Разделом графики является гравюра (от франц. «вырезать»), включающая в себя произведения, выполненные посредством печатания с гравированной доски. Гравюры бывают оригинальными и репродукционньым. Оригинальная гравюра обычно целиком исполнена самим художником (от рисунка до печатания). Репродукционная гравюра обычно воспроизводит произведения живописи с целью их популяризации.

По назначению гравюру делят на станковую (рассчитанную на самостоятельное существование, коллекционирование или украшение интерьера) и книжную.

Разновидности гравюрной техники (по способам гравирования): офорт (гравюра на металле), ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (гравюра на линолеуме), литография (гравюра на камне).

Когда углубления поверхности обработанной доски соответствуют белым частям оттиска, гравюру называют выпуклой, при соответствии же черным его частям — углубленной.

Декоративное искусство (от лат. «украшаю») — вид изобразительного искусства, произведения которого подразделяются, во-первых, на монументально-декоративные, т.е. непосредственно связанные с архитектурой (архитектурный декор, росписи, декоративные рельефы, статуи, витражи и мозаики на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны), во-вторых, на декоративно-прикладные (бытовые художественные изделия) и, в-третьих, на оформительские (оформление праздников, торжеств).

Произведения декоративно-прикладные непосредственно связаны с бытом и нуждами людей. В сферу декоративно-прикладного искусства входит все многообразие бытовых предметов (мебель, посуда, одежда). В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во

Лекция 2. Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусстве (2 ч.)

взаимопроникновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер произведений декоративно-прикладного искусства.

Монументальное искусство — вид изобразительного искусства, произведения которого рассчитаны на массовое восприятие в архитектурном или природном ансамбле. За редким исключением произведения монументального искусства находятся не в музеях, а являются органической частью архитектуры, способствуя проявлению назначения здания.

К области монументального искусства относятся скульптурные монументы, памятники историческим событиям, панно, мозаики, фрески. Иногда произведения монументального искусства из-за их органической связи с архитектурой называют произведениями монументально- декоративного искусства.

К произведениям монументального искусства относятся также такие древние памятники художественной культуры, как дольмены, менгиры, кромлехи, наскальные изображения.

Техническое искусство — вид изобразительного искусства, включающий в себя произведения художественной фотографии, телевидения, видео, киноискусства, радиоискусства. С другой стороны, подобные произведения представляют собой самостоятельные и полноценные виды искусства.

В техническом искусстве произведения создаются с применением возможностей сложных технических устройств и технологических процессов, а не только в результате художественных действий автора и его помощников. Широко используется при создании современных синтетических произведений изобразительного искусства, например, инсталляций.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

источник

Лекция 1. Введение

ЗАО «Современные знания» 2008

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИСТОРИЯ МИРОВОГО

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

имени А.М. ШИРОКОВА»

Регистрационный № ТД- 420 / баз.

для студентов специальности 1-21 04 01 «Культурология»

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. По­знавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случай­ном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посред­ством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую карти­ну развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками на­копленного человечеством; художники то опираются на тра­диции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понима­ние явлений действительности. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.

ВИДЫ ИСКУССТВА— различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изо­бразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и не­изобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декора­тивный. Неизобразительные искусст­ва более четко разделяются в соот­ветствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначе­нием (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств так­же условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пла­стику человеческого тела (пантоми­ма, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-простран­ственные (драматический и музы­кальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

ЖИВОПИСЬ— вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространствен­ного искусства, не имеющего (в от­личие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики— той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись при­обретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функ­ции, как религиозные (в разных куль­товых системах), так и светские.

Основные разновидности живописи — станковая и монументаль­ная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произ­ведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натя­нутый на подрамник холст, деревян­ная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специаль­ным грунтом), позволяющий свобод­но перемещать произведения: разве­шивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предна­значены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом кар­тины является рама, придающая жи­вописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живо­писи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского простран­ства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монумен­тальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разра­ботки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание ат­мосферными осадками и другие из­менения живописи во внешней среде (ка­менная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных сте­кол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (сте­ны, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единст­ва монументальной живописи и архитекту­ры. Основой живописи может быть и пред­мет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.

Живопись обладает широким кругом вы­разительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живописьможет пользо­ваться как оттенками одного цвето­вого тона, так и системой взаимосвя­занных тонов (красочная гамма), не­изменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и сре­де; рефлексы обнаруживают взаимо­действие различно окрашенных объ­ектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончай­шие оттенки, возникающие при вза­имодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естествен­ного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, об­работкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линей­ной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использова­нием конструктивных качеств рисун­ка и пространственных свойств теп­лых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).

Основные технические разновид­ности живописи: масляная живопись (крас­ки на растительном масле как связу­ющем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмуль­сиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живо­пись водяными красками по штука­турке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими крас­ками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для ис­полнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инстру­ментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребля­ются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесе­ния на холст изображений фотохи­мическим способом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Виды, жанры, роды искусства. 2.Периодизация истории искусства.3. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля в искусстве.

1.Виды, жанры, роды искусства. Первичной формой искусства был особыйсинкретический(нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности. Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д. Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др. Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п. Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную. Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др. Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д. Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч. Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п. Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи. Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства — драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д. К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д. Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

§ по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

§ по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя её, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

§ Неизобразительные искусства (в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности)- архитектура, декоративное искусство, дизайн. Пластические искусства тяготеют к слиянию, взаимодействию друг с другом (синтез искусств).

§ по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные(театр, кино);

§ по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

§ по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

§ Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:Рельеф — вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф — низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализовано. В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь — прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм. Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф — высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью. Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.) Монументальное изобразительное искусство — произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы). В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем — с позднего Средневековья — по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи — фреска. Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно. Жанры в искусстве — вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre — по-французски род). В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др. В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь — танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор — с множеством подразделяемых в них конкретных жанров. В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества. В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др. В литературе — поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление. В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры — драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели — комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др. В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).
Род в искусстве — понятие, выражающее способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Основные роды творчества в искусстве — эпос, лирика и драма. Приоритетные предметные сферы различных родов творчества таковы: для эпического это объективное бытие, описываемое автором как бы при взгляде со стороны, для лирического — внутренний мир субъекта, его переживания, выражаемые непосредственно от лица автора, для драматического — это взаимодействие субъектов в деятельности и борьбе. Данные роды художественного творчества прослеживаются почти во всех видах искусства, хотя и имеют в каждом из них свою специфику. Роды творчества ведут свое происхождение из разных видов искусства: лирика — из музыки, пения, драма — из сферы театра, эпос — из словесного творчества.Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.2.Периодизация истории искусства.Традиционно периодизация пластических искусств начинается с зарождения эстетической деятельности человека, становление которой приходится на рубеж Ориньякско-Солютрейского времени верхнего палеолита, то есть наиболее позднего периода древнекаменного века, что составляет приблизительно 35–30 тыс. лет тому назад. Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает в эпоху Ля Мадлен (по названию французского грота, где были сделаны первые относящиеся к данной эпохе находки), которая датируется 20–10 тыс. лет тому назад. Далее искусство доисторической эпохи подразделяется на искусство мезолита (среднекаменного века) – приблизительно 10–7 тыс. лет тому назад, искусство неолита и бронзы. Причем последние два периода имеют уже свою периодизацию для каждого конкретного региона и порою совпадают с формированием ранних предгосударств и государственных образований, что и открывает эпоху профессионального искусства. Так, на территориях, наиболее благоприятных для сельскохозяйственной деятельности, уже на пороге 5–4 тысячелетия до н.э. начинают формироваться предгосударственные социальные структуры, а в конце 4 тысячелетия формируются древнейшие восточные деспотии в долинах рек Нила и междуречье Тигра и Евфрата. С этого периода и вплоть до начала 1 тысячелетия до н.э. разворачивается история искусств Древнего Востока, охватывающая эволюцию художественной культуры Древнего Египта, Древней Месопотамии, Хетто-Хурритской культуры и культуры Эгейского мира. Внутри каждой цивилизации имеется своя периодизация истории и, соответственно, истории искусства. С конца второго тысячелетия принято начинать периодизацию истории искусства античного мира, включающую в себя историю искусства Древней Греции, эллинизмаи Древнего Рима, ограничиваемую сроками от 12 века до н.э. до середины 5 века н.э. С середины 5 в. н.э. начинается история искусства Византийской империи и западноевропейского средневековья, которая в равной степени завершается к 15 в. Гибель Византийской империи под натиском турецкого завоевания приводит к исчезновению этой цивилизации, а для европейской культуры начинается новый этап развития истории искусства – искусство эпохи Возрождения. В дальнейшем история искусства Нового (17 – нач. 19 вв.) и Новейшего времени (по настоящее время) подразделяется уже в рамках конкретной национальной истории. Некоторыми особенностями отмечена периодизация отечественной истории искусства. Древнейшее искусство Восточной Европы формировалось начиная с 4 тысячелетия до н.э. Первые предгосударственные образования на территории нашей страны относятся ко второй половине 1 тысячелетия н.э., а с 9 по 17 вв. разворачивается период Древнерусского искусства. Русское искусство Нового времени согласно принятой периодизации приходится на 18 – первую половину 19 веков, а в последней трети 19 века по настоящее время формируется художественная культура Новейшего времени. 3. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля в искусстве. Cтиль (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д. Наиболее наглядно особенности того или иного стиля проявляются в архитектуре и уже оттуда проникают в живопись, скульптуру, литературу, музыку. Иногда понятие стиля употребляют и для обозначения особенностей искусства той или иной страны или великого художника, композитора. Например, можно говорить об устойчивых признаках китайского стиля или греческого, а также стиля Рембрандта или Скрябина. Стиль крупного художника обычно рождает направление в искусстве, которое принято называть школой. Известны школы Рафаэля, Кандинского. Отметим также, что отдельные стили могут развиваться одновременно или даже проникать друг в друга. Так, в живописи второй половины 19 — начала 20 века очень заметно смешение приемов различных стилей, чаще всего реалистического и стиля модерн (творчество Л.Андреева, Б.Зайцева, В.Поленова, И.Репина). Для некоторых стилей, например модернизма, характерна достаточно быстрая смена направлений развития, причиной которой является интенсивный творческий поиск художника.

Смысловой модуль 2. История западноевропейского искусства.

Тема 3. Искусство Древнего мира.

источник

Малышман