1. ИСКУССТВО есть совокупность художественно-образных форм воспроизведения действительности.
2. ВИДЫ ИСКУССТВА это формы художественно-творческой деятельности человека, такие как живопись, музыка, театр, художественная литература.
3. Виды искусства могут иметь РОДЫ и ЖАНРЫ.
4. Существует три группы видов искусств:
1) ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ( развертывают свои образы в физическом пространстве) . К ним относятся: живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладные искусства, дизайн;
2) ВРЕМЕННЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ (образы строятся во времени)
3) ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (образы обладают одновременно и физическими и временными качествами). К ним относятся: танец, актёрское искусство и всё базирующееся на нём, синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.).
5. Каждая из вышеперечисленных групп может пользоваться:
1) ЗНАКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. предполагающими сходство образов с чувственно-воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика – так называемые изобразительные искусства, а также литература, актёрское искусство);
2) ЗНАКАМИ НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТИПА, т.е. не допускающими узнавание в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.
3) ЗНАКАМИ СМЕШАННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-НЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, свойственными синтетическим формам искусства – синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусства с изобразительными; словесно-музыкальному, песенному и актерско-танцевальному пантомимическому синтезу.
6. РАЗНОВИДНОСТИ — словесное искусство (устное творчество, письменная литература), сценическое искусство ( драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, эстрада, цирк), танец ( бытовой, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и др.), музыка (вокальное искусство, разные типы инструментальной музыки).
7. РОДЫ искусства — литература (эпос, лирика, драма), изобразительное искусство (станковый, монументальный, декоративный, миниатюрный).
8. ЖАНРЫ искусства — живопись (портрет, пейзаж, натюрморт).
источник
Лекция 1. Введение
ЗАО «Современные знания» 2008
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИСТОРИЯ МИРОВОГО
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
имени А.М. ШИРОКОВА»
Регистрационный № ТД- 420 / баз.
для студентов специальности 1-21 04 01 «Культурология»
Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случайном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посредством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.
История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками накопленного человечеством; художники то опираются на традиции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понимание явлений действительности. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.
ВИДЫ ИСКУССТВА— различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изобразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и неизобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декоративный. Неизобразительные искусства более четко разделяются в соответствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначением (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств также условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пластику человеческого тела (пантомима, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-пространственные (драматический и музыкальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).
ЖИВОПИСЬ— вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространственного искусства, не имеющего (в отличие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики— той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись приобретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функции, как религиозные (в разных культовых системах), так и светские.
Основные разновидности живописи — станковая и монументальная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специальным грунтом), позволяющий свободно перемещать произведения: развешивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом картины является рама, придающая живописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монументальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разработки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание атмосферными осадками и другие изменения живописи во внешней среде (каменная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных стекол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры. Основой живописи может быть и предмет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.
Живопись обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живописьможет пользоваться как оттенками одного цветового тона, так и системой взаимосвязанных тонов (красочная гамма), неизменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и среде; рефлексы обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).
Основные технические разновидности живописи: масляная живопись (краски на растительном масле как связующем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмульсиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для исполнения как живописных, так и графических произведений.
По традиции основными инструментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребляются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесения на холст изображений фотохимическим способом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
1. Виды, жанры, роды искусства. 2.Периодизация истории искусства.3. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля в искусстве.
1.Виды, жанры, роды искусства. Первичной формой искусства был особыйсинкретический(нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности. Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д. Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.
Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др. Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п. Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную. Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др. Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д. Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч. Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п. Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи. Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства — драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д. К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д. Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:
§ по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
§ по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя её, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
§ Неизобразительные искусства (в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности)- архитектура, декоративное искусство, дизайн. Пластические искусства тяготеют к слиянию, взаимодействию друг с другом (синтез искусств).
§ по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные(театр, кино);
§ по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
§ по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).
§ Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:Рельеф — вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф — низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализовано. В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь — прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм. Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф — высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью. Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.) Монументальное изобразительное искусство — произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы). В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем — с позднего Средневековья — по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи — фреска. Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно. Жанры в искусстве — вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre — по-французски род). В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др. В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь — танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор — с множеством подразделяемых в них конкретных жанров. В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества. В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др. В литературе — поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление. В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры — драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели — комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др. В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).
Род в искусстве — понятие, выражающее способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Основные роды творчества в искусстве — эпос, лирика и драма. Приоритетные предметные сферы различных родов творчества таковы: для эпического это объективное бытие, описываемое автором как бы при взгляде со стороны, для лирического — внутренний мир субъекта, его переживания, выражаемые непосредственно от лица автора, для драматического — это взаимодействие субъектов в деятельности и борьбе. Данные роды художественного творчества прослеживаются почти во всех видах искусства, хотя и имеют в каждом из них свою специфику. Роды творчества ведут свое происхождение из разных видов искусства: лирика — из музыки, пения, драма — из сферы театра, эпос — из словесного творчества.Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.2.Периодизация истории искусства.Традиционно периодизация пластических искусств начинается с зарождения эстетической деятельности человека, становление которой приходится на рубеж Ориньякско-Солютрейского времени верхнего палеолита, то есть наиболее позднего периода древнекаменного века, что составляет приблизительно 35–30 тыс. лет тому назад. Наивысшего расцвета искусство палеолита достигает в эпоху Ля Мадлен (по названию французского грота, где были сделаны первые относящиеся к данной эпохе находки), которая датируется 20–10 тыс. лет тому назад. Далее искусство доисторической эпохи подразделяется на искусство мезолита (среднекаменного века) – приблизительно 10–7 тыс. лет тому назад, искусство неолита и бронзы. Причем последние два периода имеют уже свою периодизацию для каждого конкретного региона и порою совпадают с формированием ранних предгосударств и государственных образований, что и открывает эпоху профессионального искусства. Так, на территориях, наиболее благоприятных для сельскохозяйственной деятельности, уже на пороге 5–4 тысячелетия до н.э. начинают формироваться предгосударственные социальные структуры, а в конце 4 тысячелетия формируются древнейшие восточные деспотии в долинах рек Нила и междуречье Тигра и Евфрата. С этого периода и вплоть до начала 1 тысячелетия до н.э. разворачивается история искусств Древнего Востока, охватывающая эволюцию художественной культуры Древнего Египта, Древней Месопотамии, Хетто-Хурритской культуры и культуры Эгейского мира. Внутри каждой цивилизации имеется своя периодизация истории и, соответственно, истории искусства. С конца второго тысячелетия принято начинать периодизацию истории искусства античного мира, включающую в себя историю искусства Древней Греции, эллинизмаи Древнего Рима, ограничиваемую сроками от 12 века до н.э. до середины 5 века н.э. С середины 5 в. н.э. начинается история искусства Византийской империи и западноевропейского средневековья, которая в равной степени завершается к 15 в. Гибель Византийской империи под натиском турецкого завоевания приводит к исчезновению этой цивилизации, а для европейской культуры начинается новый этап развития истории искусства – искусство эпохи Возрождения. В дальнейшем история искусства Нового (17 – нач. 19 вв.) и Новейшего времени (по настоящее время) подразделяется уже в рамках конкретной национальной истории. Некоторыми особенностями отмечена периодизация отечественной истории искусства. Древнейшее искусство Восточной Европы формировалось начиная с 4 тысячелетия до н.э. Первые предгосударственные образования на территории нашей страны относятся ко второй половине 1 тысячелетия н.э., а с 9 по 17 вв. разворачивается период Древнерусского искусства. Русское искусство Нового времени согласно принятой периодизации приходится на 18 – первую половину 19 веков, а в последней трети 19 века по настоящее время формируется художественная культура Новейшего времени. 3. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля в искусстве. Cтиль (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д. Наиболее наглядно особенности того или иного стиля проявляются в архитектуре и уже оттуда проникают в живопись, скульптуру, литературу, музыку. Иногда понятие стиля употребляют и для обозначения особенностей искусства той или иной страны или великого художника, композитора. Например, можно говорить об устойчивых признаках китайского стиля или греческого, а также стиля Рембрандта или Скрябина. Стиль крупного художника обычно рождает направление в искусстве, которое принято называть школой. Известны школы Рафаэля, Кандинского. Отметим также, что отдельные стили могут развиваться одновременно или даже проникать друг в друга. Так, в живописи второй половины 19 — начала 20 века очень заметно смешение приемов различных стилей, чаще всего реалистического и стиля модерн (творчество Л.Андреева, Б.Зайцева, В.Поленова, И.Репина). Для некоторых стилей, например модернизма, характерна достаточно быстрая смена направлений развития, причиной которой является интенсивный творческий поиск художника.
Смысловой модуль 2. История западноевропейского искусства.
Тема 3. Искусство Древнего мира.
источник
Жанровая система русского фольклора
Фольклор, как и литература, — искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая разновидность
И в литературоведении, и в фольклористике еще нет однозначного представления о них: исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться в этом учебнике. Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устойчивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно.Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное творчество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых — важный процесс в истории литературы и фольклора.
Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) и немецкий философ Гегель (1770—1831) показали, что существуют три сложившиеся формы литературного (а для нас и фольклорного) творчества: эпос, лирика и драма, которые принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Роды различаются между собой по предметам изображения — разным сторонам действительности, а также по характеру изображения. Эпос объективно, в повествовательно-сюжетной форме изображает внешние по отношению к автору или исполнителю явления; лирика — субъективно, эмоционально-оценочно воспроизводит внутренний мир человека, выражает его мысли и переживания; драма при помощи прямой речи персонажей и соответствующих действий передает их характеристики, рисует картину жизни.
Род— наиболее широкое явление и понятие; он обнимает различные виды, в которых конкретно и осуществляется. В литературоведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» — более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под жанром —тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие — «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки о животных, сказки волшебные, сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-оытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений — сатирические сказки.
Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к: так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.
В таком случае жанры русского народного поэтического творчества предстанут перед’нами в следующей схеме:
I. Обрядовая поэзия:
1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);
2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);
II. Необрядовая поэзия:
1) эпические прозаические жанры:
в) легенда (и быличка как ее вид);
2) эпические стихотворные жанры:
а) былины,
б) исторические песни (прежде всего старшие),
3) лирические стихотворные жанры:
а) песни социального содержания,
г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.);
4) малые нелирические жанры:
5) драматические тексты и действа:
В научной фольклористической литературе можно встретить постановку вопроса о смешанных или промежуточных родовых и жанровых явлениях: о лиро-эпических песнях, о сказках-легендах и т. п. Однако надо сказать, что такого рода явления в русском фольклоре весьма редки. Кроме того, введение подобного типа произведений в классификацию жанров спорно потому, что смешанные или промежуточные жанры никогда не были устойчивы, ни в один период развития русского фольклора не были в нем основными и не определяли его общей картины и исторического движения. Развитие родов и жанров состоит не в их смешении, а в создании новых художественных форм и отмирании старых.
Возникновение жанров, как и формирование всей их системы, обусловливается многими обстоятельствами.
Во-первых, общественной потребностью в них, а следовательно, задачами познавательного, идейно-воспитательного и эстетического характера, которые ставила перед народным творчеством сама многообразная действительность.
Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; например, былины возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов, половцев и монголо-татар.
В третьих, уровнем развития художественной мысли народа 25 и его исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и большим, например от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и преданию.
В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями, ранее сложившимися жанрами.
В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства.
Возникновение жанров — процесс закономерный; он определяется и внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами развития фольклора.
Состав и классификация жанров русского фольклора.Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов — общефольклорные жанры (сказка, пословица, загадка и др.), и такие жанры, каких нет в устном творчестве других народов. Так, только в русском фольклоре есть былины и частушки и нет в нем дум и коломыёк, которые свойственны украинскому фольклору; краковяки есть только в польском фольклоре и только в болгарском фольклоре есть особого рода мифологические песни, но таких жанров нет в русском народном творчестве. Кроме того, различна популярность жанров в фольклоре разных народов, например в украинском более распространены шуточные, юмористические песни, нежели в русском или белорусском; в украинском и белорусском фольклоре более широко, нежели в русском, бытовали колядки. Различаются жанры и по своему характеру. Так, в белорусском фольклоре сказки имеют более героический характер, чем в русском и украинском, возможно, потому, что в белорусском фольклоре нет героических эпических песен.
Как видно из приведенной схемы, жанры входящие в состав русского фольклора, различаются между собой по содержанию, структуре и функциям [1, 147—154; 2. 58—76]. Эти различия служат основой классификации жанров.
При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи —стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произведений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются. Драматический род в фольклоре также существует, но имеет специфические особенности: здесь слово и напев соединяются еще и с действием, которое обычно представляет собой обряд, игру, хоровод. Собственно драматические формы очень поздние и возникли под влиянием литературы («Царь Максимильян», «Лодка»).
Система жанров.Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.
Система фольклорных жанров возникает, во-первых, в связи с общими для них идейно-художественными принципами; во-вторых, в связи с исторически развившимися их взаимоотношениями; в-третьих, в связи с общей исторической судьбой жанров.
Общность идейно-художественных принципов.Несмотря на то что каждый отдельный жанр имеет более или менее определившиеся особенности (жанрообразующие признаки), им всем свойственны общие черты, которые и объединяют жанры во внутренне связанную систему, состоящую из взаимозависимых произведений. Прежде всего, жанрам устного поэтического творчества свойственна общая идейная сущность, которую следует определять словом «народность». Изображение жизни народа, отражение его психологии-^ воззрений, выражение его идеалов и стремлений присущи всему народному творчеству, всем его жанрам. Уже это объединяет их в целенаправленную идейно-художественную систему.
Состав жанров фольклора и их связь между собой обусловливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою собственную задачу – изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой — труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей — личные отношения (семейные и любовные песни), четвертой — моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но#все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей. Жанры связаны между собой так же, как связаны между собой разные стороны и явления самой действительности, и поэтому образуют единую идейно-художественную систему.
То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Начиная с общности морали пословиц и сказок, предметов загадок и сказок и кончая сходством тем, сюжетов и героев исторических песен, исторических преданий, например об Иване Грозном, фольклор образует единую систему, имеющую общий жизненный материал, а поэтому, естественно, и общие картины природы и быта, сцены событий и подвигов, борьбы с чудовищами, например, в сказках и былинах, сходные тип-ы героев.
Для фольклорных жанров характерна общность принципов народной эстетики — простота, краткость, экономность, сюжетность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных).
Жанры устного народного творчества связаны между собой .также общей системой художественных средств фольклора — своеобразием композиции (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка —картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов.
Эта система, исторически развивающаяся, имеет ярко выраженное национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народа.
Взаимоотношения жанров. Вформировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия; взаимовлияние, взаимообогащение, сцепление, приспособление друг к другу. Взаимодействие жанров имеет многообразные формы. Оно служит одной из причин значительных изменений в устном народном творчестве.
Генетическая связь жанров.Генетическая связь жанров предполагает, что жанры складываются на предшествующей им общефольклорной основе в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого. Так, былина формировались не только на основе ранних типов героических песен, но, очевидно, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне. Частушка возникла на широком материале лирических песен разного типа, в том числе плясовых и игровых.
Издавна в науке существует мнение, что пословица родилась из притчи как ее заключительный’ вывод, моральный афоризм. Эту точку зрения поддерживал в своих работах А. А. Потебня.
Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной».
От более ранних жанров нововозникающие воспринимали и некоторые черты общей структуры, и элементы поэтики (символика в лирической песне и символика в частушке), и стих (стих былины и стих исторических старших песен).
Этот эволюционный путь происхождения жанров связывает их между собой.
В истории фольклора существует и противоположное явление — воздействие новых жанров на старые, причем ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых.
Так, историческая песня, возникнув как продолжение былины, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например уменьшение роли общих мест, изменение стиха.
Частушка, возникнув как модификация традиционной лирической песни, сама затем стала оказывать на нее влияние, под действием которого в лирической песне уменьшился распев, упростились композиция, сюжетная ситуация и символика.
Сказка под влиянием простых устных рассказов — побывальщины и сказа — стала принимать более бытовой хаоактер, меньше использовать фантастику, схематизировала сюжет, сводя его к одному событию, упростила манеру повествования и традиционные приемы.
Включение одних жанров в другие.Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого.
Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической песне, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц или ход действия.
Например, в былине «Добрыня и змей» мать Добрыни советует ему перед трудным делом;
Ложись-то спать да рано с вечера,
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.
Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ
АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. «architecton» — «мастер, строитель») — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
Графика (в переводе с греческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
Специфика графики — линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвид изобразительного искусства.
Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
Живопись подразделяется на:
— монументальную — фреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
— станковую (от слова «станок») — полотно которое создается на мольберте.
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) — художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):
— Портрет — основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
— Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
— Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
— Исторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
— Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
— Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») — основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм — изображение животного, как главного героя художественного произведения.
В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства — Мультимедийное искусство.
Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
— контррельеф — врезной рельеф.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
— Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская;
— Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
— Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;
— Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;
— Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
— Миниатюрная живопись на папье-маше — Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
— Кружевоплетение — Вологодское кружево, Михайловское кружево,
— Роспись по ткани — Павловские платки и шали
— Вышивка — Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
Литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.
В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.
Литература подразделяется на:
Основными жанрами литературы являются:
— Лирика — один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.
— Драма — один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.
— Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:
— Эпопея — крупное произведение эпического жанра.
— Новелла — повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.
— Повесть (рассказ) — литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой
— Рассказ — Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.
— Роман — большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.
— Баллада — лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.
— Поэма — сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.
Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература — живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Музыка — (от греч. musike — букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:
— на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;
— на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.
Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, — такова природа музыкального образа.
ХОРЕОГРАФИЯ
Хореография (гр. Choreia — пляска+ grapho — пишу) — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки — в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.
Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.
Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.
Основа театра — драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.
Театральные постановки подразделяются по жанрам:
Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.
ФОТОИСКУССТВО.
Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) — искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера — обскура).
Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.
Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.
КИНОИСКУССТВО
Кино — искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.
Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.
Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.
Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.
Определены также жанры кино:
Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.
Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.
источник