Чем занимаются с 4х месячными детьми

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы — на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста — 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал — он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность — важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность — комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ — документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно.

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром — формируем завтрак, но можно и вечером.

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши — можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма — кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм — смесью или грудным молоком.

  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха — ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками — любимая забава деток этого возраста. Ваша задача — издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения — сначала одной ножкой, потом другой, а в конце — обеими.
  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика — важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром — достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

источник

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе, голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Россия ВОЗ
Мальчик Девочка Мальчик Девочка
Вес, кг 5,5-7,6 5,4-7,0 5,6 – 8,7 5,0 – 8,2
Рост, см 58,7 – 64,5 58,4 – 64,0 59,7 – 68,0 57.8 – 66,4

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне — и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» — вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» — откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

ИП: на животе. «Раз» — наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Меняйте интонацию, высоту голоса при говорении, поднимайтесь до средней громкости и опускайтесь до шепота. Замолкайте на несколько мгновений, чтобы лучше привлекать внимание ребенка.

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!

«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, — пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. — Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, — рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». — Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки?» (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот!» (называя часть тела)

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели!» (прижать ладошки к называемой части тела).

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант — детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми — мамой и папой! Ребенок в 4 месяца — вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра — ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Рекомендуемые материалы по теме

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

источник

Милые девушки, здравствуйте!

Прошло четыре месяца, с того момента, как вы привезли своего малыша из роддома. Эти четыре месяца вы привыкали друг к другу: подстраивались под ваши общие ритмы, учились понимать потребности крохи, общаться друг с другом.

Как организовать режим дня у четырехмесячного крохи? В какие игры, и какими игрушками можно играть в этом возрасте? Как можно заниматься с малышом в «домашних условиях»? Обо всем этом, а именно о том, как развивать ребенка в 4 месяца, мы поговорим с вами в этой статье.

Ваш малыш значительно подрос и пока еще усиленно набирает вес, в силу невысокой физической активности. Сейчас он весит примерно 6 – 7 кг (колебания в ту, или другую сторону на 1 кг совсем не критично, поверьте), его рост – 60 – 63 см (колебания на 3 см тоже находятся в пределах нормы).

Какие же навыки приобрел кроха к четвертому месяцу жизни?

  • В положении на животе ребенок уверенно держит голову и глядит в стороны и вперед перед собой, ближе к 4,5 месяцам, опираясь на предплечья, поднимает не только голову, но и верхнюю часть тела;
  • Самостоятельно поворачивается с живота на бок, а затем на спинку. И в обратную сторону: со спинки – на бок;
  • Сводит ручки вместе, с интересом играет пальчиками, может засунуть пальчик в рот;
  • Трясет погремушку, для того, чтобы услышать ее звучание, может сам удержать игрушку, вложенную в ладошку примерно 30 секунд, следит за яркой игрушкой, поворачивая голову;
  • Если потянуть за ручки – садится и уверенно держит голову;
  • Узнает маму и близких родственников. Улыбается, когда с ним разговаривают. Активно отвечает: гулит, лепечет. В этом возрасте малыш еще эмоционально не отделим от мамы, поэтому если у мамы плохое настроение, ей грустно – малыш тоже начинает грустить (да-да, уже в этом возрасте малыши способны эмоционально «отражать» состояние близкого им взрослого), а когда радостно – тоже радуется в ответ. Громко смеется, в ответ на общение с ним.
  • Еще про эмоции: в четыре месяца малыш испытывает такие эмоциональные состояния, как страх, радость, обиду, любопытство.
  • Главная цель, ради которой ребенок действует с игрушкой, – это исследование их разнообразных особенностей: цвета, формы, звука и т.п.
  • Ваш кроха способен сам переводить взгляд с одного предмета на другой и рассматривать его в деталях, как взрослый.
  • При появлении различных звуков прислушивается 2-3 секунды, поворачивает голову, чтобы найти источник звука. По-разному реагирует на музыку, узнает и улыбается знакомой мелодии и может даже «подпевать»!

Как мы можем помочь в развитии своего крохи?

  • Подберите яркие игрушки. Пусть это будут разнообразные, но простые по форме животные и другие фигурки, пищалки, погремушки с разными на ощупь поверхностями, природные материалы: шишки, крупные камушки (обязательно вымытые и высушенные). Игрушки должны быть безопасные для малыша, не иметь мелких деталей и острых углов, ну, это вы и сами знаете. У погремушки обязательно должна быть удобная для захвата ручка, хорошо, если она будет сделана из приятного, мягкого и теплого на ощупь материала. Вам также может пригодиться статья с подборкой игрушек для трехмесячного ребенка, в 4 месяца они все еще актуальны.
  • Существует ряд упражнений для физического развития малыша. Такие упражнения помогут укрепить спинку, ручки, шею и животик и стимулировать дальнейшую двигательную активность.
    1. Поиграйте с ним в игру «велосипед». Поочередно сгибайте и разгибайте ножки, «крутите педали», так, как будто бы он едет на велосипеде. Озвучивайте вашу игру: пусть «велосипед» катится быстро или медленно. Комментируйте то, что он «встречает» на дорожке, по ходу езды. Можете подключить для этого все те же игрушки: малыш услышит, как разговаривают лесные звери и поют птицы. Это упражнение, кстати, будет прекрасным и для развития слуха крохи.
    2. Дайте малышу пальцы своих рук, а когда он захватит их своими ручками, – отведите в сторону. Затем вернитесь в исходное положение и немного прижмите их к груди ребенка. Разводите и сводите ручки вместе несколько раз под музыку или просто под «раз, два, три, четыре». Улыбнитесь малышу. Вот, теперь это действительно веселое упражнение.
    3. Вложите пальцы в ладошки малыша, когда он захватит их, вы подтягивайте за ручки вверх, слегка придерживая за запястья. Кроха примет сидячее положение – покачайте его легонько из стороны в сторону. Слегка наклоните назад и верните в исходное положение.
    4. В положение на животике аккуратно возьмите кроху за коленку и подтягивайте ее в сторону и немного вверх, оставляя ее при этом на твердой поверхности, как будто малыш собрался плавать «по-лягушачьи», но только гребет одной ножкой. Верните в исходное положение. Подставьте свои ладони к пяточкам ребенка. Он начнет рефлекторно отталкиваться от них и пытаться ползти. А если впереди у малыша будет какой-нибудь интересный предмет, что-нибудь ярко-шуршащее, мотивация к ползанию будет еще выше.
  • Для того чтобы у ребенка возникло желание перевернуться со спинки на животик, поиграйте с ним в такую игру: покажите яркую игрушку (это может быть погремушка или просто любая фигурка, издающая звуки). Потрясите немного над ним, но в ручки не давайте. Затем, отведите игрушку в сторону. Кроха начнет следить за ней сначала глазами, затем повернет голову, а потом начнет тянуться к ней всем телом. Постепенно, он перевернется на бочок, а затем и на животик.

Про навыки малыша и как их тренировать мы немного разобрались, очередь за режимом дня и кормлением.

Есть ли у вас «ночь», милые мамы? Французские родители, совершенно не сомневаясь в правильности своего мнения, ответят вам: «В четыре месяца – конечно, есть у всех!». По-французски, разумеется. Действительно, четыре месяца – это тот возраст, в котором малыш уже «имеет ночь» и может давать высыпаться своим родителям.

Однако всем нам знакомая Всемирная организация здравоохранения утверждает, что ребенок в возрасте четырех месяцев может (и это даже хорошо!) просыпаться на кормления несколько раз в течение ночи. Дело в том, что ночными кормлениями малыш стимулирует лактацию, т.е. выработку грудного молока, которое так необходимо крохе в этом нежном возрасте. Именно ночью, по исследованиям ВОЗ, выделяется гормон пролактин, который количественно и качественно влияет на выработку материнского молока.

Поэтому, милые мамы, ночные «перекусы» – это все же временные явления. Конечно, учитывая то, что кроха все же делает между ними перерывы. Если же ребенок просыпается очень часто, подолгу «висит на груди», то проблема вовсе не в ночном кормлении. У малыша могут резаться зубки (и такое бывает в четыре месяца), болеть животик, кроха перевозбудился или случилась еще какая-нибудь неприятность. В этом случае – врач-педиатр вам в помощь. А в норме у здорового ребенка могут быть в среднем три-четыре «просыпания» за ночь.

По советам российских педиатров режим дня четырехмесячного крохи должен быть построен таким образом:

6.00 – 6.30 – просыпаемся для первого кормления;
6.30 – 8.00 – и остаемся на период утреннего бодрствования;
8.00 – 10.00 – малыш снова спит;
10.00 – 10.30 – наступает второе кормление;
10.30 – 12.00 – и переходит в новый период дневного бодрствования;
12.00 – 14.00 – очередной дневной сон;
14.00 – 14.30 – наступает третье кормление;
14.30 – 16.00 – и переходит в период бодрствования (лучше на свежем воздухе);
16.00 – 18.00 – малыш опять спит, тоже желательно на свежем воздухе;
18.00 – 18.30 – наступает четвертое кормление;
18.30 – 20.00 – и продолжается периодом бодрствования. Здесь же – купание.
20.00 – 22.00 – переходим к вечернему сну;
22.00 – 22.30 – завершающее, пятое кормление;
22.30 – 6.00 – и, наконец, ночной сон.

Даже если ваш ребенок «неправильный» и «не соответствует» указанным требованиям режима, в возрасте 4 месяцев он уже отличает день от ночи, т.е. днем бодрствует, спит приблизительно 3 -4 раза в день по два часа, а ночью спит около 11 – 12 часов, с перерывами на кормление.

А для того чтобы стать спокойной и уверенной в себе мамой, рекомендую учиться у тех, кто может передать вам необходимые знания и, главное, это состояние. Для меня таким экспертом в области материнства стала Людмила Шарова, имя которой уже не раз упоминалось на страницах этого блога. Для мам деток до года самый полный и содержательный курс – это “Мой любимый малыш“.

Завершая статью, хочу сказать, что в 4 месяца развивать ребенка не сложно, а очень даже весело! Будьте счастливы! До встречи на блоге! В продолжение читайте статью о том, как развивать ребенка в 5 месяцев.

Вам также могут быть интересны другие статьи :

источник

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Параметры развития Примерные показатели нормы
девочки мальчики
Рост 62 см 63 см
Вес 6,5 кг 6,9 кг
Окружность головы 41 см 42 см
Окружность груди 39 см 40 см
Размеры большого родничка 16 – 18 мм

Ваш 3-х месячный малыш повзрослел на месяц. Младенческие колики к четвертому месяцу жизни остаются позади, и грудничок большую часть времени пребывает в хорошем настроении. Самостоятельно передвигаться еще не может, поэтому в моменты бодрствования рассматривает всё вокруг и пытается дотянуться ручками до близлежащих предметов. Очень радуется общению со взрослыми, начинает гулить, радостно шевелить ручками и ножками, заметив, что к нему обращается мама или папа.

Настало время ближе знакомиться с чадом, ведь теперь он выражает множество эмоций. Именно в этом возрасте кроха начинает забавно смеяться, а не только одаривать окружающих своей улыбкой. Чем активнее происходит общение грудничка с окружающими, тем больше с каждым днем в его речи появляются различные звуки лепета.

Вот перечень основных навыков:

  • лежа на животике голова держится вполне уверенно несколько минут, и в этот момент крошка старается рассмотреть все вокруг. Более того, он уже способен кратковременно приподнимать свою верхнюю часть тела вместе с головой и опираться на локти;
  • перевороты на животик уже вполне освоены с положения «лежа на спине». Некоторые непоседы делают первые попытки ползания на животе, помогая себе при этом ножками. Еще немного, и ваше чадо действительно поползет! Оставлять его одного сейчас можно лишь в кроватке с бортами или манеже, но ни в коем случае не на диване или кровати – переворачиваясь, маленький уже вполне может свалиться с него;
  • в положении лежа на спине учится приподнимать вверх голову вместе с лопатками – так выглядят первые попытки садиться. Этот момент можно стимулировать, предлагая крошке взять игрушку из ваших рук. Он будет тянуться к ней вверх, приподнимая весь плечевой пояс;
  • к этому возрасту вполне уверенно управляет своими маленькими ручками, тренируя будущий навык – пинцетный захват. Карапузу нравится ко всему прикасаться, он начинает познавать мир через кончики пальцев. Это заметно в моменты кормлений – чадо может обхватывать мамину грудь или бутылочку, удерживая её. Лежа в кроватке, младенец уже не просто рассматривает предметы, а пытается ухватить их, если позволяет расстояние до них (игрушки с подвесной мобильной карусели и т.д.);
  • в периоды игр и общения строит гримасы, выражая удивление, радость или тревогу, при этом озвучивая все свои чувства разными интонациями. В возрасте 4 – 4,5 месяцев грудничок становится эмоциональным, он может испытывать весь спектр эмоций – от заливистого смеха до слёз;
  • гуление, имитирование звуков в моменты бодрствования могут длиться долго. Иногда своеобразные «беседы» он может вести сам с собой и ночью, внезапно проснувшись. Часто можно услышать ясный звук «а-а-а», «о-о-о», «е-е-е», при этом кроха будет сам прислушиваться к ним. Некоторые детки могут произносить даже цепочки ритмичных слогов «да-да-да», «гу-гу», но никакой смысловой нагрузки они пока, конечно же, не несут.

Сравнивая развитие в четыре месяца малышей мужского и женского пола, можно утверждать, что мальчики зачастую опережают своих сверстниц по физическим параметрам. Так, рост маленьких карапузов в этот период может входить в диапазон 61 – 66 см, тогда как у девочек длина увеличилась в пределах 60 – 65 см. С весом подобная ситуация – у мальчиков он может достигать в пределах нормы 7700 г, а у девочек в четыре месяца вес редко доходит до отметки в 7100 г.

В остальном, различия между здоровыми детьми обоих полов носят незначительный характер и зависят от особенностей вскармливания, конституции родителей, национальной принадлежности и даже места проживания. Поэтому приведенные выше данные различий между мальчиками и девочками грудного возраста можно считать весьма условными.

Речь Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.
Слух В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.
Зрение Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением. Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.
Эмоции Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно. Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.
Движения В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.
Моторика Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.
Игра Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.

В этом месяце маме и малышу необходимо будет посетить детскую поликлинику дважды – для ежемесячного осмотра ребенка педиатром и для введения второй вакцины против пневмококковой инфекции (при отсутствии медицинского отвода от прививок).

Педиатр, наблюдающий маленького пациента с рождения, на текущем приеме даст оценку общему состоянию здоровья, а также:

  • взвесит и измерит его рост;
  • измерит окружности головы и груди, сравнит их с общепринятыми медицинскими нормами;
  • осмотрит большой родничок;
  • проверит основные рефлексы (хватательный рефлекс, рефлекс Моро).

Также, даже при отсутствии жалоб, доктор в обязательном порядке послушает сердечко, легкие, ощупает животик. По всем вышеперечисленным параметрам специалист судит о том, здоров ли грудничок и нормально ли происходит его развитие.

К врачам узкого направления, таким как невролог, хирург, ортопед, четырехмесячным детям дается направление только при необходимости. Если же жалоб нет, ребенок растет и развивается в соответствии с нормами, то этих специалистов по плану нужно будет посетить лишь по достижению полугодовалого возраста.

Новый день подросшего грудничка, как и в первые месяцы жизни, начинается с необходимых гигиенических процедур:

  • необходимо умыть младенцу лицо, вытереть ватным тампоном шейные складки, промыть глазки, очистить при необходимости ушки и носик;
  • крохотные ноготки растут быстро, поэтому в этом возрасте их приходится стричь довольно часто, ведь маленький так и норовит засунуть ручки/пальчики в рот;
  • ежедневное вечернее (или дневное) купание также является обязательным – у крохи вырабатывается привычка содержать свое тело в чистоте, а каждодневная гигиена способствует его здоровому физическому развитию.

Прогулки с 4-месячным чадом родителям следует организовывать как минимум дважды в день, с оглядкой на погодные условия. Длительность прогулок в теплое время года может быть увеличена с 2 до 4 часов, режим дня при кормлении грудью позволяет при желании гулять и больше – до 6 часов. В холодную погоду педиатры советуют бывать на воздухе по возможности 1 или 2 часа в день. Полностью воздержаться от гуляния необходимо при сильном ветре, ливне, а зимой – в сильные морозы.

Примерно так может выглядеть режим дня в 4 месяца:

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – 5 месяцам грудничков на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Время Продукт
6.00 молочная смесь (180 г)
9.30 молочная смесь (180 г)
13.00 овощное пюре (100 г), молочная смесь (50 г), фруктовый сок (20 мл)
16.30 молочная смесь (140 г), фруктовое пюре (40 г)
20.00 молочная смесь (180 г)

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок).

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью).

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях).

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача).

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе),

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе).

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз),

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам).

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем).

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

источник

Малышман