Как узнать, что документ ушел на оплату? (о статусах в «Журнале пособий» в Электронном кабинете Страхователя)
С 1 июля текущего года выплату пособий по обязательному социальному страхованию осуществляет Фонд социального страхования: это пособия по временной нетрудоспособности (в т.ч. в связи с несчастным случаем на производстве), по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременное пособие при рождении ребенка, а также при постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, оплата дополнительного отпуска, предоставляемого пострадавшему на производстве сверх ежегодно оплачиваемого отпуска.
Сведения в ФСС, необходимые для назначения пособий работнику, предоставляет работодатель. Отслеживать статус направленного на выплату пособия работодатель может в Электронном кабинете Страхователя, расположенном по адресу: http://cabinets.fss.ru/.
В личном кабинете Страхователя в «Журнале пособий» имеются сведения этапа прохождения документа, который имеет определенный статус:
1. «Готово к загрузке в фин.модуль» — документ направлен страхователем и ждет загрузки от регионального отделения в программный модуль, предназначенный для назначения пособия.
2. «Дубль документа» — документ с аналогичными реквизитами выгружается страхователем повторно. Документ находится в работе.
3. «Документ готов к расчету», «Документ рассчитан» — документ обрабатывается специалистами регионального отделения.
4. «Извещение сформировано» — документ требует уточнений, либо имеет замечания, которые сформированы в извещении.
5. «Документ отправлен на оплату» — документ включен в приказ на выплату пособия.
6. «Документ проверен» — этот статус приобретает базовый документ по ежемесячному пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет. По данным этого документа осуществляется ежемесячное формирование указанного пособия. По окончании всего периода выплаты статус изменится на «Документ закрыт».
7. «Исполнение платежа» — документ выплачен.
8. Знак «Р» при наличии статуса «Исполнение платежа» — появляется при загрузке банковской выписки в программный модуль. Позволяет открыть для просмотра информацию о сумме перечисления.
Таким образом, использование работодателем Электронного кабинета позволяет найти и посмотреть поданные в ФСС реестры пособий, просмотреть извещение с указанием ошибок и замечаний, направленное работодателю по почте, и оперативно направить ответ на извещение ФСС, в том числе с прикреплением необходимой информацией в файле без дальнейшего подтверждения на бумажном носителе.
Кроме того, в данном сервисе можно получить сведения о выданных электронных листках нетрудоспособности, видеть пособия, уже выплаченные ФСС в рамках «прямых выплат», формировать обращения в ФСС (в части «прямых выплат») с возможностью поиска по номеру, теме, статусу и дате поданного запроса.
Телефоны «горячей» линии по вопросам обеспечения пособиями в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты»: (4162) 99-31-81; 99-31-60; 99-31-57.
источник
«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 7
Выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств ФСС, однако нередко при обращении работодателя в Фонд за возмещением затрат, связанных с выплатой такого пособия, он получает отказ. В статье напомним про размер и порядок начисления указанного пособия, рассмотрим ситуации, когда сотрудники ФСС отказывают в возмещении работодателю расходов по выплате пособий, а также приведем сложившуюся на сегодняшний день арбитражную практику.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определены Законом N 255-ФЗ . Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов (в случае многоплодной беременности — 84) и 70 календарных дней после родов (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Согласно ст. 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Средний заработок при расчете размера пособия по беременности и родам исчисляется в соответствии с положениями Постановления N 375 . При этом в силу п. 2 ст. 11 Закона N 255-ФЗ пособие не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год. На 2009 г. максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 18 720 руб. . Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».
Установлен Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
За сотрудницей сохраняется право на получение пособия, если она обратилась за ним не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).
Внимание! Если сотрудница обратилась за пособием по беременности и родам по истечении шестимесячного срока, решение о назначении пособия принимается территориальным органом ФСС РФ при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (п. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).
К уважительным причинам согласно Перечню относятся:
- непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);
- длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;
- переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;
- вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;
- повреждение здоровья или смерть близкого родственника;
- иные причины, признанные уважительными в судебном порядке при обращении застрахованных лиц в суд.
При возмещении расходов работодателя на выплату пособий сотрудники ФСС очень внимательно относятся к проверке документов, так как согласно п. 18 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации и пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Первый этап. Перед тем как приступить к проверке расчетов сумм пособий, специалисты ФСС РФ проверяют реквизиты листка нетрудоспособности (п. 60 Методических указаний ). Записи медицинских работников в листке нетрудоспособности должны быть разборчивыми, печати и штампы медицинской организации четкими.
Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам».
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом N 514 (далее — Порядок). В п. 48 этого документа говорится, что выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно на период 140 календарных дней. При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности единовременно на период 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».
Внимание! В листке нетрудоспособности допускается не более двух исправлений, при этом все исправления должны быть заверены подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. Если врач сделал третью ошибку, то лечебное учреждение обязано выдать новый больничный (п. 58 Порядка и п. 60 Методических указаний).
Второй этап. После того как сотрудники ФСС проверят правильность оформления листков нетрудоспособности, они перейдут к проверке правильности расчета пособий (п. 57 Методических указаний). Итак, проверять будут следующее:
- виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в организации;
- правильность определения расчетного периода, за который исчисляется средний заработок;
- правильность расчета среднего дневного заработка;
- правильность определения размера дневного пособия;
- правильность исчисления страхового стажа.
Для проверки правильности расчета пособия сотрудники ФСС затребуют следующие документы:
- трудовой и коллективный договоры или локальный нормативный акт организации, в которых в соответствии с системой оплаты труда установлены конкретные виды выплат работникам;
- приказы о премировании, об изменении окладов, изменении штатного расписания и т.д.;
- табели учета рабочего времени;
- расчетно-платежные ведомости или иные документы, подтверждающие оплату труда за расчетный период;
- трудовые книжки работников.
При проверках сотрудники ФСС обращают внимание на нарушения положений Порядка, которые могут допустить медицинские работники при оформлении листков нетрудоспособности. В п. 60 Методических указаний перечислены такие нарушения, например:
- не указано место работы (п. п. 59, 60 Порядка);
- не указана причина нетрудоспособности (п. 60 Порядка);
- больничный выдан медицинской организацией, врачом, занимающимся частной медицинской практикой вне медицинской организации, не имеющими лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка);
- больничный выдан (продлен) гражданам, находящимся вне места регистрации по месту жительства, без разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя (п. 7 Порядка);
- документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), без решения врачебной комиссии медицинской организации заменены на листок нетрудоспособности установленного в РФ образца (п. 8 Порядка);
- другие нарушения.
При обнаружении какого-либо нарушения в оформлении листков временной нетрудоспособности сотрудники ФСС могут предпринять следующее (п. 61 Методических указаний):
- вынести решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки;
- разрешить организации исправить (устранить) это нарушение путем обращения в лечебно-профилактическое учреждение или к частному врачу, которые выдали больничный лист с ошибками;
- принять меры воздействия в отношении лечебного учреждения, выдавшего такой листок нетрудоспособности.
Внимание! Особое внимание в п. 2 Порядка и п. 60 Методических указаний уделяется врачам, занимающимся частной практикой. Кроме необходимых реквизитов на бланке должен быть указан номер лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности.
Иные случаи отказа сотрудниками ФСС в возмещении организации расходов, связанных с выплатой пособия по беременности и родам
Кроме перечисленных в п. 60 Методических указаний нарушений на практике встречаются ситуации, когда сотрудники ФСС отказывают в зачете компенсации пособия по беременности и родам по другим основаниям.
Листок нетрудоспособности был выдан медицинским учреждением на срок 140 календарных дней при обращении женщины в более поздние сроки беременности. ФСС отказал налогоплательщику в возмещении расходов, мотивируя свой отказ тем, что согласно п. 8.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России N 206, Постановлением ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 (обратите внимание: указанная Инструкция действовала именно в период проверки, в настоящее время используется Порядок, в котором есть аналогичный пункт, а именно п. 48), выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно на период 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). Организация не согласилась с выводами сотрудников ФСС и подала в суд, который ее поддержал. Арбитры отметили, что согласно ст. 7 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается за период продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 — после родов, однако в этой же статье и в ст. 255 ТК РФ сказано, что отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Таким образом, отпуск по беременности и родам может быть предоставлен суммарно на 140 дней независимо от количества дней, фактически использованных до родов. Такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС СЗО от 19.03.2009 N А26-4572/2008, ФАС ПО от 03.07.2008 N А49-48/2008 (Определением ВАС РФ от 27.10.2008 N 13430/08 отказано в передаче данного дела в Президиум).
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Незадолго до ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ее перевели на более высокооплачиваемую должность, что привело к выплате большей суммы пособия, чем сумма пособия, рассчитанная исходя из прежнего оклада. В таких случаях сотрудники ФСС делают вывод, что действия работодателя направлены на неправомерное возмещение сумм пособий за счет средств Фонда. Однако по данной ситуации сложилась различная арбитражная практика — как в пользу сотрудников ФСС, так и в пользу работодателей.
Решения в пользу ФСС. Стоит отметить, что в большинстве споров по этому вопросу суды встают на сторону ФСС. Так, в Постановлении от 29.06.2004 N 2901/04 Президиум ВАС поддержал сотрудников ФСС и согласился с тем, что действия общества были направлены на неправомерное возмещение пособия по беременности и родам за счет средств Фонда. Сотрудница организации была переведена на должность заместителя директора непосредственно перед отпуском по беременности и родам. При рассмотрении данного случая были выявлены следующие факты: сотрудница была несовершеннолетней, не имела соответствующего образования, опыта работы и возможностей, необходимых для выполнения обязанностей заместителя директора. На основе вышеизложенных фактов суд пришел к выводу о направленности действий общества на неправомерное возмещение за счет средств ФСС пособия по беременности и родам.
В другом случае (Постановление ФАС СЗО от 21.09.2005 N А26-554/2005-24) суд встал на сторону ФСС, так как перевод беременной сотрудницы на должность бухгалтера с одновременным выполнением обязанностей продавца свидетельствовал об увеличении нагрузки и объема работы, что противоречит ст. 254 ТК РФ. Кроме того, в суде не были представлены доказательства исполнения работницей обязанностей по ведению бухгалтерского учета, а также выплаты заработной платы, установленной для данной должности.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС ВСО от 19.07.2006 N А33-5575/05-Ф02-3003/06-С1, ФАС УО от 20.07.2005 N Ф09-3023/05-С2, ФАС ДВО от 28.06.2006 N Ф03-А37/05-1/963.
Также обращаем ваше внимание на Постановление ФАС УО от 28.07.2005 N Ф09-3175/05-С2. В данном случае претензия к организации возникла не со стороны ФСС, а со стороны налоговой инспекции. Контролеры доначислили организации ЕСН, пени и штрафные санкции, так как пришли к выводу, что сотрудница необоснованно получала повышенное пособие. В ходе проверки было установлено, что женщина, находясь на четвертом месяце беременности, была принята на работу в общество на должность менеджера по рекламе с должностным окладом, превышающим в несколько раз оклад других работников, в частности директора. Доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность установления повышенного оклада физическому лицу непосредственно перед наступлением страхового случая, обществом не представлено.
Таким образом, неправомерное завышение выплат общества, произведенных беременной сотруднице, повлекло необоснованное включение в расходы по государственному социальному страхованию пособия по беременности и родам.
Учитывая, что данная сумма является выплатой, начисленной в пользу физического лица, а следовательно, включается в налогооблагаемую базу по ЕСН, суд подтвердил обоснованность оспариваемого решения и требований инспекции.
Решения в пользу организаций. Существует также арбитражная практика в защиту организаций, переводивших своих сотрудниц незадолго до отпуска по беременности и родам на более высокооплачиваемые должности. Так, в Постановлениях ФАС СЗО от 23.08.2005 N А21-7469/04-С1, ФАС ВВО от 26.09.2005 N А29-659/2005А арбитры указали на тот факт, что повышение оклада сотруднице незадолго до ее ухода в декретный отпуск не является нарушением законодательства, к тому же оклад был установлен в соответствии со штатным расписанием организации.
В Постановлении ФАС УО от 11.02.2009 N Ф09-359/09-С2 суд также встал на защиту интересов предпринимателя, который перевел работницу на высокооплачиваемую работу непосредственно перед отпуском по беременности и родам. Судом было установлено, что страховые взносы предпринимателя от размера спорной зарплаты им были уплачены. Кроме того, между предпринимателем и сотрудницей были установлены длительные трудовые отношения, у сотрудницы есть высшее образование, которое требовалось при работе на новой должности. А доказательств несоразмерности установленного размера заработной платы сотрудницы доходам предпринимателя или среднему размеру зарплаты по указанной должности в соответствующем регионе Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, достаточных объективных доказательств, свидетельствующих об искусственном увеличении заработной платы с целью получения пособия в большем размере, Фондом в материалы дела не представлено, и выводы последнего о действительном размере заработной платы являются предположительными.
Итак, чтобы вы смогли доказать свою правоту в суде при возникновении спора с сотрудниками ФСС по поводу отказа в зачете пособия по беременности и родам сотрудницы, которая была переведена на более высокооплачиваемую должность, нужно следующее:
- сведения о профессиональных навыках переведенной работницы, об уровне ее образования и квалификации, необходимых в новой должности и соответствующих ей;
- штатное расписание, предусматривающее должность, на которую была переведена сотрудница;
- новый должностной оклад должен быть установлен в соответствии со штатным расписанием организации и не может быть выше, чем у директора организации, или несоразмерен среднему окладу по этой должности в регионе;
- подтверждение фактического исполнения сотрудницей обязанностей по занимаемой должности, а также доказательства выплаты заработной платы, установленной для данной должности;
- документы, подтверждающие уплату взносов в ФСС с повышенной заработной платы.
Директор является единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью. ФСС не принимает к зачету расходы страхователя по той причине, что единственный учредитель общества относится к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Поэтому в случае, если он сам себя назначает на должность директора, он не подлежит обязательному социальному страхованию, так как ст. 273 ТК РФ не распространяется на случаи, когда руководитель общества является его единственным учредителем. Однако арбитры не согласны с такими выводами. При этом свои заключения суды основывают на следующих нормах действующего законодательства.
Во-первых, обязательное социальное страхование регулируется Законом N 165-ФЗ. По ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели) и граждане РФ, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами по конкретному виду страхования.
Во-вторых, ТК РФ не содержит норм, запрещающих применять общие положения Кодекса к трудовым отношениям, когда работник и работодатель — одно и то же лицо. Таким образом, исходя из содержания норм ст. ст. 16 и 273 ТК РФ лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором как работником регулируются нормами трудового права. В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения, возникающие в результате избрания или назначения на должность директора общества, характеризуются как трудовые на основании трудового договора.
В-третьих, ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Таким образом, этим лицом принимается решение о назначении директора, так как в конкретном случае проведение для этой цели собрания участников невозможно, поскольку только одно лицо, выступившее учредителем при создании общества, является его участником.
В-четвертых, факт выполнения единственным участником общества обязанностей руководителя можно доказать записью в трудовой книжке и документами, подтверждающими выполнение директором своих обязанностей и деятельность общества. Подобными документами могут быть выписки о движении денежных средств, приказы, распоряжения, кассовая книга, авансовые отчеты и расчетные ведомости.
Таким образом, из приведенных выше выводов арбитров следует, что директор общества, являющийся единственным учредителем, имеет право на получение за счет средств ФСС всех видов пособий наравне с другими работниками общества, так как на него распространяются в полном объеме все нормы трудового законодательства.
Данные выводы можно встретить в Постановлениях ФАС ДВО от 10.03.2009 N Ф03-654/2009, ФАС ЗСО от 06.05.2009 N Ф04-2711/2009(5876-А45-14), ФАС ПО от 19.02.2009 N А57-9004/2008, от 02.09.2008 N А65-266/08, ФАС ВВО от 30.10.2008 N А11-1435/2008-К2-21/81, ФАС УО от 05.12.2007 N Ф09-10084/07-С1, ФАС ЗСО от 22.10.2007 N Ф04-7333/2007(39430-А45-25).
Правильность исчисления страхового стажа. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% независимо от стажа работы, исключение составляют только случаи, когда сотрудница проработала менее 6 месяцев. По мнению сотрудников ФСС, пособие исчисляется на момент наступления отпуска по беременности и родам (то есть на момент наступления страхового случая), а не на момент обращения застрахованного лица за данным пособием.
Однако с этой позицией не согласился ФАС ВВО. Суд исходил из того, что выплата пособия по беременности и родам носит заявительный характер, так как согласно п. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованной женщины за его получением с необходимыми документами. Она, в свою очередь, имеет право обратиться за пособием не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12 Закона N 255-ФЗ). Из материалов дела следует: во-первых, несмотря на то что сотруднице был выдан листок нетрудоспособности, она продолжала работать по трудовому договору и ей выплачивалась заработная плата, а также организация с начисленных выплат исчисляла и уплачивала ЕСН, во-вторых, при обращении этой сотрудницы за пособием ее страховой стаж составлял более шести месяцев. В свою очередь, в соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размера пособия по беременности и родам в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору.
Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам».
На основании всего вышесказанного суд сделал вывод, что работодатель правомерно начислил и выплатил пособие по беременности и родам исходя из 100% среднего заработка застрахованной сотруднице. Следовательно, выплаченное работодателем пособие подлежит возмещению за счет средств ФСС в полном объеме (Постановление ФАС ВВО от 28.10.2008 N А31-357/2008-7).
Сотрудница была принята на работу за 3 месяца до наступления отпуска по беременности и родам. ФСС отказал работодателю в возмещении средств на выплату работнице пособия по беременности и родам, мотивируя свой отказ тем, что работница проработала перед наступлением отпуска по беременности и родам 3 месяца, установленная заработная плата не была экономически обоснованна и не отвечала финансовым возможностям предпринимателя.
Арбитры встают на сторону сотрудников ФСС только в тех случаях, когда в ходе процесса выявляются следующие факты:
- работница не имеет квалификации и навыков для выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;
- нет доказательств выполнения сотрудницей должностных обязанностей;
- ей установлена заработная плата в размере, значительно превышающем размер заработной платы других работников, при этом отсутствуют доказательства необходимости и обоснованности такой заработной платы.
Таким образом, если вышеперечисленные обстоятельства будут установлены, то суд сделает вывод о намеренном создании искусственной ситуации и неправомерном получении пособия (Постановления ФАС УО от 09.07.2008 N Ф09-4837/08-С2, ФАС ЗСО от 14.04.2008 N Ф04-2352/2008(3467-А67-25), ФАС ВСО от 12.03.2008 N А33-7930/07-Ф02-837/08).
Если вы добросовестный работодатель, ваша сотрудница отвечает всем требованиям в соответствии с должностной инструкцией и размер заработной платы установлен согласно штатному расписанию, то суды будут на вашей стороне, так как согласно ст. 64 ТК РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Также суды отмечают, что вопросы наличия (отсутствия) у работодателя-страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» не отнесены к компетенции Фонда социального страхования. Следовательно, выводы ФСС об умышленном завышении предпринимателем должностного оклада застрахованному лицу с целью получения средств ФСС необоснованны, а следовательно, начисление пособия должно производиться с учетом фактически выплаченной заработной платы (Постановления ФАС ВВО от 17.04.2008 N А43-9155/2007-31-267, ФАС СЗО от 07.05.2008 N А21-4040/2007, ФАС УО от 15.03.2007 N Ф09-1656/07-С1).
Индивидуальный предприниматель добровольно уплачивает взносы на обязательное социальное страхование менее 6 месяцев подряд. ФСС отказал предпринимателю в возмещении расходов, связанных с выплатой пособия по беременности и родам, аргументируя это тем, что выплата возмещения пособия начинает производиться при условии уплаты страхователем взносов в течение 6 календарных месяцев подряд, а предприниматель уплатил страховые взносы лишь за 3 месяца (март, апрель, август).
Однако суд (Постановление ФАС УО от 21.08.2008 N Ф09-6043/08-С2) не согласился с выводами сотрудников ФСС, так как в ходе рассмотренного спора из представленных копий книги доходов и расходов, деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за I квартал, 6 месяцев 2007 г. видно, что доход получен предпринимателем только в марте, апреле и августе 2007 г.
В соответствии с п. 10 Правил добровольной уплаты в ФСС отдельными категориями страхователей (индивидуальными предпринимателями) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — Правила) взносы начисляются на полученные индивидуальными предпринимателями доходы исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного гл. 24 НК РФ. При этом страхователи производят перечисление страховых взносов не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 12 Правил). Кроме этого, при непоступлении добровольных взносов от индивидуальных предпринимателей в установленный срок ФСС после проведения соответствующей проверки и установления факта неуплаты взносов страхователями уведомляет их (в письменной форме) о задолженности по страховым взносам и необходимости ее погашения не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий квартал (п. 15 Правил). Данное требование Правил Фонд не выполнил.
Постановление Правительства РФ от 05.03.2003 N 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Материалами дела подтверждается, что предприниматель обеспечил своевременную и полную уплату страховых взносов со всех видов полученных им доходов по установленной ставке и своевременную сдачу отчетов в Фонд в течение двух кварталов подряд с момента его регистрации в ФСС и до наступления страхового случая. Поэтому отказ от выплаты пособий, произведенный Фондом по формальным основаниям и на основе неправильного толкования законодательства, считается неправомерным.
Пособие по беременности и родам было рассчитано исходя из фактически полученного дохода. ФСС отказал индивидуальному предпринимателю в выплате пособия по беременности и родам, рассчитанного исходя из фактически полученного дохода, мотивируя свой отказ тем, что предприниматель не в полном объеме и несвоевременно вел учет полученных доходов и произведенных расходов.
Суд не согласился с доводами сотрудников ФСС, так как согласно п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом N 190-ФЗ . В силу ч. 3 ст. 3 данного Закона адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС по тарифу в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой) признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».
Таким образом, если страхователь вступил в отношения добровольного социального страхования, то для расчета пособия учитываются все полученные им доходы, с которых предприниматель уплатил страховые взносы в ФСС. Также в материалах дела представлены доказательства, что предприниматель для расчета пособия направил в адрес Фонда сопроводительное письмо с пакетом документов в подтверждение расходов и доходов. Поэтому ФСС РФ неправомерно отказал предпринимателю в выплате пособия по беременности и родам, рассчитанного из фактически полученного дохода (Постановление ФАС СЗО от 20.06.2008 N А42-2088/2007) (Определением ВАС РФ от 11.09.2008 N 11158/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).
источник
Система социального страхования в России все еще нуждается в усовершенствовании и поэтому периодически подвергается изменениям. В частности, ряд преобразований коснулся выплат, связанных с рождением ребенка и уходом за ним. В этой статье мы рассмотрим как оформляется и выплачивается пособие по беременности и родам в ФСС и непосредственно о новом механизме выплат пособий по материнству и временной утрате трудоспособности Фондом социального страхования.
Традиционно пособие по беременности и родам начислял и выплачивал работодатель, то есть организация, которая оформляет родителю страхование. И только в случае, когда по месту работы было невозможно получить пособие, будущие и молодые родители обращались непосредственно в Фонд социального страхования. Нередко для этого требовалось соответствующее решение суда.
С 2011 года стартовал проект «Прямые выплаты», позволяющий получить пособие по беременности и родам напрямую в Фонде социального страхования. На первом этапе проект действовал лишь в некоторых регионах России, но со временем его планируют расширить на всю страну.
В момент запуска проекта получить пособие непосредственно в ФСС можно было лишь в двух российских регионах: Карачаево-Черкессии и Нижегородской области. В данный момент проект работает уже в 34 регионах, а с 1 июля 2018 года к «Прямым выплаты» подключатся еще в 13: Забайкальский край, Волгоградская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Кемеровская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области и Якутия.
Основная цель проекта — облегчить и упростить механизм начисления и получения социальных выплат для всех участников процесса, как родителей, так и работодателей. Благодаря программе оформление пособий и выплата страховых платежей стали более простыми и быстрыми.
Согласно законодательству, компенсация временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами положена всем трудоустроенным женщинам, а также военнослужащим, студенткам и безработным, которые официально состоят на учете в службе занятости.
При этом до начала программы «Прямые выплаты» действовала такая схема:
- Работающие получали пособие по месту работы.
- Военнослужащие — по месту службы.
- Учащиеся — в своем учебном заведении.
- Безработные, потерявшие место работы в связи с реорганизацией предприятия — в органах социальной защиты по месту жительства.
В настоящее время появилась также возможность обратиться за дотацией напрямую в Фонд социального страхования, если:
- Регион включен в программу «Прямые выплаты»
- Работодатель не имеет возможности или отказывается выплачивать пособие.
Чтобы получить пособие в ФСС, необходимо не позже, чем через 6 месяцев после окончания отпуска по беременности и родам обратиться в органы социального страхования с заявлением.
Соответственно, необходимо своевременно оформить отпуск по подготовке к родам и уходу за новорожденным.
Выплата пособия осуществляется ФСС на банковский счет или почтовым переводом. Получательница может сама выбрать удобный ей способ.
Благодаря программе прямых выплат, молодая мама может получить пособие по беременности и родам, не затрачивая много сил и времени, выполнив ряд простых действий:
- Встать на учет в женской консультации.
- Получить больничный лист на сроке 30 недель (28, если беременность многоплодная).
- Подать заявление на предоставление декретного отпуска в адрес работодателя.
Как видите, процедура проста и не требует от женщины посещения дополнительных организаций или учреждений.
Работодатель подает список запросивших пособие сотрудников в ФСС. К списку прилагаются заявления и данные о заработной плате за установленный законом период. Это происходит не позже, чем через 5 дней после подачи заявления. В течение 10 дней Фонд социального страхования рассматривает заявления. Заявитель получает пособие на банковскую карту или почтовым переводом.
Поскольку работодатель освобождается от выплаты пособий по беременности и родам, он продолжает в полном объеме выплачивать страховые взносы за всех своих работников, включая тех, кто находится в декретном отпуске.
Этот механизм помогает решить сразу несколько организационных задач:
- Облегчает работу бухгалтеров предприятия-работодателя.
- Уменьшает вероятность неправомерного отказа в выплате пособия.
- Гарантирует своевременную выплату пособия вне зависимости от финансовой ситуации работодателя.
Женщина, которая официально трудоустроена у нескольких работодателей, получает пособие лишь 1 раз. При этом она может обратиться с заявлением к любому из работодателей.
В регионах, где не действует программа «Прямые выплаты», женщины зачастую зависят от финансового положения работодателя. Иногда выдача пособия задерживается, а в наиболее неприятных случаях (ликвидация или банкротство предприятия) становится невозможной.
При этом молодая мама не лишается права на пособие, она лишь сталкивается с дополнительными трудностями на пути к его получению. Предстоит самостоятельное обращение в ФСС.
Если по каким-то причинам получить пособие по беременности и родам у работодателя невозможно, надо:
- Подать судебный иск на юридическое признание работодателя неспособным выплатить пособие по беременности и родам. Необходимые для этого документы следует подать в суд не позже, чем через 6 месяцев после окончания декретного отпуска по беременности.
- Получить положительное решение суда и дождаться вступления его в силу.
- На основании решения суда подать заявление в ФСС по месту жительства. К заявлению прилагаются больничный лист, выписка о доходах и другие предусмотренные общим порядком документы.
В случаях ликвидации и банкротства предприятия получить справку о доходах за последние два года бывает непросто. Тогда из ФСС отправляют официальный запрос в адрес Пенсионного фонда.
Обращение в суд — закономерная и иногда единственно возможная мера. Юристы рекомендуют не опасаться идти на этот шаг. Зачастую суд сам делает запросы документов, недостающих для положительного решения дела.
Для расчета пособия по беременности и родам ФСС использует тот же алгоритм, что и бухгалтерия предприятий-работодателей. За основу берется заработок за 2 года до наступления отпуска по беременности. Сумма пособия равна средней зарплате за указанный период.
Если говорить более подробно, то расчет производится так:
- Суммарный заработок за 24 месяца до декретного отпуска делится на число фактических рабочих дней.
- Полученное значение умножается на число дней в декретном отпуске. Обычно это 140 дней, но в некоторых случаях длительность меняется.
Если расчетами занимается ФСС, то документы о заработной плате и количестве отработанных дней предоставляются бухгалтерией предприятия-работодателя или запрашиваются в пенсионном фонде.
Порядок описанных начислений регламентируется статьей 14 Федерального закона №255 от 29.12.2006 года. Последние изменения в этот закон вносились в 2009 году, и с тех пор схема начислений оставалась неизменной.
Чтобы наглядно объяснить, как начисляется пособие по беременности и родам, рассмотрим пример:
Женщина проработала несколько лет на одном предприятии и за два предшествующих декрету года получила зарплату на сумму 782 000 рублей. У женщины здоровая одноплодная беременность, и в женской консультации ей выписали больничный лист на 140 дней. Общее число неотработанных по отпуску за свой счет и больничным составляет 36.
- Всего женщина отработала 730 (365*2) – 36 = 694 дней.
- Средний дневной заработок составляет 782 000 / 694 = 1 126, 80 руб.
- Эта сумма сравнивается с установленным законом минимумом (246,58 руб) и максимально допустимой выплатой (согласно базе данных страхового фонда, в 2014–2015 году эта сумма равнялась 1 828,77 руб). Поскольку расчетная сумма лежит в указанных пределах, далее расчет производится на ее основе.
- Общая сумма пособия составляет 1 126,8 * 140 = 157 752 руб.
Чтобы не проверять вручную правильность расчетов, можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте ФСС. Для этого в соответствующие поля надо ввести даты из больничного листа, указать вид пособия «Беременность и роды», отметить расчетный период и указать данные о заработной плате и отработанных днях.
Если у будущей мамы нет возможности получить пособие у работодателя, но есть возможность воспользоваться программой «прямые выплаты», она может подать заявление самостоятельно, выбрав наиболее удобный способ:
- Лично;
- Через представителя;
- Почтовым или электронным письмом.
Государственная пошлина за обращение в Фонд социального страхования не взимается.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- Удостоверение личности.
- Листок временной нетрудоспособности из женской консультации.
- Решение суда о том, что работодатель действительно не способен выплатить пособие.
- Выписка о заработной плате за 24 месяца до декретного отпуска. Если ее нет, заявление на получение этих данных в Пенсионном фонде.
Заявление о выплате пособия по беременности и родам оформляется на стандартном бланке в единой форме, установленной приказом ФСС № 335 от 17.09.2012 года. С примером заполнения заявления можно ознакомиться здесь.
Финансовая нагрузка по выплатам декретных пособий лежит на ФСС, но, поскольку программы «Прямые выплаты» пока действует в России не повсеместно, многие предприятия продолжают выплачивать пособия своим работницам из собственных средств.
Чтобы компенсировать эти затраты, предусмотрена система взаимозачетов, и предприятия вправе обратиться в ФСС за компенсацией сумм, выплаченных не только в связи с беременностью и родами, но и во время отпуска по уходу за ребенком.
В настоящее время для регионов, где не работает программа «Прямые выплаты», действительная такая схема:
- Будущая или молодая мама подает на имя работодателя заявление о начислении и выплате пособия по беременности и родам.
- Бухгалтерия работодателя делает начисления и переводит средства заявительнице.
- Работодатель подает в ФСС заявление о компенсации выплаченных средств. К заявлению прилагаются соответствующие отчеты о том, что выплаты сделаны.
- Инспекция ФСС проверяет правомерность заявления и принимает решение о компенсации.
Такая схема предусматривает повышенную финансовую нагрузку на работодателя, который с одной стороны, выполняет свои обязательства по отчислениям в социальный фонд и, с другой стороны, совершает единовременные выплаты крупных сумм.
Говоря о том, как оформить пособие по беременности и родам в ФСС, следует знать — чтобы получить возмещение по выплатам, сделанным на основании заявлений на получение пособия по беременности и родам, предприятия должны подать в ФСС следующий пакет документов:
- Письменное заявление от имени предприятия.
- Оригинал формы 4-ФСС (2 экземпляра).
- Реестр выплаченных страховых взносов (с пофамильной расшифровкой).
В заявлении необходимо указать:
- Название предприятие, его юридический адрес и регистрационный номер.
- Просьбу возместить выплаченные страховые суммы.
- Размер возмещаемых сумм.
Также необходимо предоставить документы, которые доказывают правомерность расходов:
- Листок о временной нетрудоспособности получательницы пособия.
- Приказ о приеме на работу и копию трудовой книжки получательницы.
- Расчеты по выплаченным суммам.
Заботясь о здоровье будущего поколения и матерей, государство мотивирует будущих мам как можно раньше становиться на учет в женскую консультацию. Тем, кто обращается в медицинское учреждение на ранних сроках беременности, государство гарантирует хоть и скромную, но часто нужную финансовую помощь.
В 2016 году размер этого единоразового пособия составлял 581,73 руб. Ежегодно эта сумма индексируется.
Чтобы получить это пособие, необходимо:
- В стандартной форме заявления в ФСС поставить галочку о том, что требуется и эта выплата.
- Присовокупить к заявлению справку из женской консультации о постановке на учет в срок до 12 недель беременности.
Эту дотацию можно получить и по месту работы. В этом случае предприятие прибавляет выплаченную сумму к заявлению на возмещение страховых выплат.
Российские трудоустроенные женщины имеют право на пособие по беременности и родам в размере 100% средней заработной платы за 2 года, предшествующие декретному отпуску.
Есть 2 пути получения этого пособия:
- Через бухгалтерию предприятия-работодателя;
- Напрямую в ФСС.
Механизм получения пособия в ФСС проще и надежнее, исключены случаи неправомерных отказов, задержек выплат. Обратиться напрямую в ФСС можно, если:
- Регион проживания заявительницы включен в программу «Прямые выплаты»;
- Есть решение суда о том, что работодатель не способен выплатить пособие по беременности и родам.
Проект «Прямые выплаты» постоянно расширяется, в нем участвует все больше российских регионов.
источник