Авраамий палицын история в память предыдущим родам

Авраамий Палицын – келарь Троице-Сергиева монастыря, политический деятель, писатель.

Авраамий Палицын (в миру Аверкий Иванович) (?-1626), келарь Троице-Сергиева монастыря (1608- 1619 г .). Во время Троицкого сидения 1608-1610 гг. находился в Москве. Составитель патриотических посланий в поддержку Первого ополчения 1611 г . С апреля 1612 г . в земском правительстве Второго ополчения 1611-1612 гг. Автор т. н. «Сказания» (1619-1620 гг.) о Смутном времени.

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

Авраамий Палицын (до принятия монашества – Аверкий Палицын) (умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 г . при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале и постригся в монахи Соловецкого монастыря. В 1600 г . возвращён Борисом Годуновым из ссылки, с 1608 г . – келарь Троице-Сергиевой лавры (в современном Загорске), в дни осады которого поляками был в Москве. В 1610 г . член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 г . (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Участник выборного Земского собора 1613 г ., руководил в 1618 г . обороной монастыря от польских войск. Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, Авраамий Палицын в 1619 г . был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер.

Сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584-1618 гг., насыщено фактическим материалом; создано около 1620 г . В него вошли ранее написанные сочинения Авраамия Палицына, а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610-1611 гг. (по мнению П. Г. Васенко, около 1612-1613 гг.) и отредактированные Авраамием Палицыным. Сведения, которые приводит Авраамий Палицын в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале XVII в.; его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» Авраамий Палицын выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью, порой ритмизированной. В XVII — XIX вв. оно пользовалось популярностью.

Сочинения: Сказание Авраамия Палицына. М.-Л., 1955.

Литература: Кедров С. Авраамий Палицын. М., 1880; Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. СПБ., 1913.

Большая советская энциклопедия

Авраамий Палицын, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI в., по семейным преданиям – в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года. Первое упоминание о нем находим в I т. Д. А. И., в акте № 157, под 1584 г . Поступил на службу еще при Иоанне Грозном; в 1588 г . подвергся опале, причины которой остаются невыясненными. Вскоре и, по-видимому, добровольно он постригся; место его пострижения в точности не известно (или Соловки, или Троицкая лавра). В 1594 г . назначен управляющим приписным к лавре Свияжским Богородичным монастырем, откуда при царе Борисе был вызван в лавру. В 1601 г . ему было поручено управление Троицким подворьем в Москве, причем с него были сняты все последствия опалы. При Василии Шуйском, с которым у Авраамия Палицына, по-видимому, уже давно установились хорошие отношения, он был избран лаврским келарем, в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором Москве. Хотя Авраамий Палицын и пользовался большими милостями со стороны Шуйского, решившего, например, в его пользу, в противность Судебнику, одно его старое дело, но он, видимо не стесняясь этим, завязал хорошие отношения и с Тушиным; есть даже основание предполагать, что он, будучи келарем, по тушинской иерархии носил более высокий сан архимандрита. В эпоху боярского правительства, 11 сентября 1610 года, Авраамий Палицын, вместе с другими членами великого посольства к Сигизмунду, отправился под Смоленск просить у короля сына на русский престол. Там Авраамий Палицын предпочел вести, отдельно от послов, свою особую политику. Так, еще при представлении Сигизмунду он поднес ему такие роскошные дары, что перед ними стушевались дары даже главных членов посольства, князя Голицына и митрополита Филарета. Затем он, по-видимому, совсем перешел на сторону Сигизмунда и выпросил у него для своего монастыря ряд милостей: невзирая на все ужасы безвременья, он добился от короля разрешения монастырю получить из московской казны недоданную за три года денежную в монастырь дачу и т. д. Затем король дал грамоту с предписанием монастырю: 1) выдать «в полки» 200 р. и 2) кормить ратных людей королевских. Дошло до того, что в одной из грамот Сигизмунда Авраамий Палицын был назван его, короля, «богомольцем», а архимандриту и братии лавры было предложено «Бога молити» за него «государя» и за сына его. Характерно, что в челобитьях Авраамия Палицына Сигизмунду нигде не упомянут архимандрит лавры Дионисий – личность весьма симпатичная, впоследствии причтенная церковью к лику святых. В своих переговорах с поляками Авраамий Палицын, по-видимому, не забывал и своей родни: может быть, именно при его участии родственник его А. Ф. Палицын получил от Сигизмунда поместье и чин стряпчего. После этого Авраамий Палицын уехал из-под Смоленска к Москве, – вероятно, с целью пропагандировать мысль о предоставлении русского трона Сигизмунду. Такая ненациональная политика Авраамия Палицына была хорошо понята современниками его и дала им право перекрестить его из «келаря» в «короля». Однако, по приезде в Москву ему пришлось скрыть свои польские симпатии и преданность Сигизмунду: он даже постарался подделаться под господствовавшее там антипольское настроение и пристать (трудно сказать, насколько искренне) к числу наиболее смелых и непреклонных противников Сигизмунда. Впрочем, деятельность Авраамия Палицына за это время рисуется еще пока не вполне ясно. Он держался казаков и их правительства, отчасти из личных, по-видимому, симпатий, отчасти и из практических соображений, ибо это была у Москвы единственная организованная сила. Он исполнил за это время много их поручений, часто служа, вероятно, только орудием в казацких руках для достижения их противогосударственных целей. Такую роль ему пришлось играть, по-видимому, и в отношениях казаков к Минину и Пожарскому. Впрочем, и личные симпатии Авраамия Палицына были скорее на стороне казаков, чем на стороне земских людей. Личный момент во всех этих отношениях пока выделается еще с большим трудом. В конце концов, казацкие таборы ходом вещей были вынуждены подчиниться земской рати. В этом «примирении» Авраамий Палицын сыграл, по-видимому, некоторую роль почти лишь декоративного характера. Некоторую роль (может быть, такую же) он играл и при избрании на царство Михаила Романова. При Михаиле он принимал какое-то участие в трудах Дионисия над исправлением богослужебных книг; но пострадать за это пришлось только одному Дионисию, после заточения которого Авраамий Палицын остался во главе монастыря и принимал участие в обороне его от Владислава (в 1618 г .). В 1619 г ., по прибытии в Москву Филарета, было пересмотрено дело Дионисия, после чего он был выпущен на свободу. В 1620 г . он вместе с Авраамием Палицыным освятил построенную последним в Деулине церковь. Вскоре после этого Авраамий Палицын, по-видимому, против воли, отправился в Соловки, где продолжал свой давно начатый труд: «История в память сущим предыдущим родам». Кроме этого труда, Авраамию Палицыну принадлежит, быть может, одна из частей так называемого «Иного сказания» – «Повесть 1606 г .». Как человек и политический деятель, Авраамий Палицын принадлежит к числу тех неустойчивых в своих убеждениях, шатких в своей преданности, стойких лишь в неразборчивом достижении личных выгод людей, которые в таком ужасающем числе расплодились на Руси в Смутное время. Среди них он, несомненно, занимает одно из первых мест. Деятельность его и до сих пор не может почитаться вполне выясненной, ибо в числе источников ее одно из главных мест занимает его «История», где он искусно перепутал ложь с истиною, заметая следы своих темных деяний. Историк Забелин заклеймил его на своем своеобразном языке именем «кривого» человека.

источник

Авраамий в миру Аверкий Иванович Палицын ( † 13 сентября 1625 Соловецкий монастырь) — келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.

Родился в селе Протасьеве близ Ростова. Родом из старинной служилой дворянской семьи. Состоя в царской службе дворянином, он подвёргся при царе Фёдоре Ивановиче (в 1588 г.) опале, сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи. с 1608 — келарь Троице-Сергиевой лавры (в Сергиевом Посаде), в дни осады которой поляками был в Москве. В 1610 член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского.

Участник выборного Земского собора 1613, руководил в 1618 обороной монастыря от польских войск. Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, А. П. в 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Его «Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным» было издано в первый раз в Москве в 1784 (in 4? л.) и является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии.

Сочинение А. П. «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618, насыщено фактическим материалом; создано около 1620. В него вошли ранее написанные сочинения А. П., а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610-11 (по мнению П. Г. Васенко, около 1612-13) и отредактированные А. П. Сведения, которые приводит А. П. в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале 17 в. (см. Крестьянская война начала 17 в.; Польская и шведская интервенция начала 17 в.); его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» А. П. выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью. В 17-19 вв. оно пользовалось популярностью. Текст Палицына не чужд художественных задач. В нём есть образцы ритмизованной рифмованной прозы, близко подходящие к акцентному стиху и предвосхищающие поэтику барокко.

источник

М. Муравьева «Монах и келарь Троицкий Аверкий»

88. Б.Н.М. Авраамий (Палицын Аверкий Иванович) / Б.Н.М.// Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.&#151 Т. 1. А &#151 Алексий Студит. &#151 М.: Церковно&#151 научный центр«Православная энциклопедия», 2000. &#151 С. 170 &#151 171.

89. Глухов, А.Г. «Сказание» Авраамия Палицына / А.Г. Глухов // Мир библиографии. &#151 2007. &#151 &#8470 3. &#151 С. 71&#151 75.
Свой труд Авраамий Палицын создавал не менее 10 лет, стремясь к достоверности описываемых событий. «Сказание» -&#151 это своего рода исторический сборник, основу которого составляет рассказ об осаде Троице&#151 Сергиева монастыря польскими войсками. «Сказание» ярко, в художественной форме отражает Смутное время, показывает подлинный героизм защитников Троицы.

90. Лещинский, А.Н. Авраамий Палицын / А.Н. Лещинский // Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней.&#151 Сергиев Посад, Культурно&#151 коммерческая фирма «Тонус»,1993. &#151 С. 35&#151 40.

91. Палагин, Ю. Н. Палицын Авраамий / Ю. Н. Палагин // Писатели и книжники ХIV &#151 ХVIII веков в Сергиевом Посаде. Ч. 1. &#151 Сергиев Посад, 1997. &#151 С. 79 &#151 119.

92. Палицын, Авраамий. История в память предыдущим родом, да не забвенна будут / Авраамий Палицын // Жизнь и бытие Сергия Радонежского / сост., послесл. и коммент. В.В.Колесова; подгот. текста В.В. Колесова, Т.П. Рогожниковой. &#151 М.: Сов. Россия, 1991. &#151 С. 110&#151 118.

93. Попов, Г. Уроки смутного времени / Г. Попов // Наука и жизнь. &#151 2003. &#151 &#8470 8. &#151 С. 30&#151 39.
По мнению автора статьи, Смутное время на Руси началось и год за годом продолжалось тогда, когда раз за разом не удавалось найти успешную стратегию реализации выбранного курса. Нужна была новая стратегия. Ее нашли идеологи православной церкви, и среди них &#151 Авраамий Палицын. Разработанная им стратегия преодоления Смуты &#151 выдающееся достижение Московской Руси. Как выполнял Авраамий Палицын эту стратегию, какие прилагал к этому усилия, о его вкладе в освобождение Троице&#151 Сергиева монастыря от интервентов &#151 обо всем этом можно узнать из предлагаемой статьи.

94. Якутин, Н. «Лишь бы помочь Отечеству» / Н. Якутин, Н. Любова, А. Князев // Экономика и жизнь. &#151 2007. &#151 &#8470 44. &#151 С. 36.
Многочисленные таланты Авраамия Палицына в монашестве не угасли, а, напротив, сильно развились, поэтому ему на попечение передали все огромное хозяйство Троице &#151 Сергиевого монастыря. Со своими обязанностями он справлялся так хорошо, что без его советов не принимались никакие важные решения.

источник

Боярыня Морозова навещает Авраамия.

Палицын Авраамий (7—1626) — келарь (заведующий хозяйством) Троице-Сергиева монастыря (1608—1619), организатор его обороны, после которой заключено Деулинское перемирие 1618 г. с Речью Посполитой. Писатель, его «Сказание» — ценный источник по истории Смутного времени.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 379.

Палицын Авраамий (ск. 1627), келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель. Происходил из старинного дворянского рода, служил воеводой в Коле, в 1588 попал в опалу (вероятно, в связи с заговором Шуйских) и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При Борисе Годунове переведен в Троице-Сергиеву лавру, затем — в Богородицко-Свияжский монастырь; ему возвращено конфискованное имущество. В 1611-1612 архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий (Зобниковский) и Палицын составили послание “окружное” к князю Д.М. Пожарскому, призывая на борьбу с поляками. Активно участвовал в освобождении Москвы (1612), в поставлении на царство Михаила Романова (1613). Последние семь лет Палицын провел на покое в Соловецком монастыре, ведя жизнь книжника.

Перу А. Палицына принадлежит “Сказание” — “История в память предыдущим родом” (1620). Писатель изложил в нем события Смутного времени от смерти Ивана Грозного до 1618 (Деулинское перемирие).

Авраамий Палицын (до принятия монашества — Аверкий Палицын) (ск. 13.09.1626), государственный деятель и писатель. Родился в дворянской семье. В 1588 был подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре, при царе Борисе Годунове возвращен из ссылки. В правление царя Василия Шуйского в 1608 был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. В 1612 активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в т. ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1613 выступал на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Авраамий Палицын — автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». Сохранилось в списках XVII—XVIII вв. Первые 6 глав «Сказания», написанные, возможно, не Авраамием Палицыным, а лишь отредактированные им, возникли в к. 1612 — н. 1613. В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных царя Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. В нем впервые в публицистике XVII в. была сделана попытка выяснить причины происшедших событий. Ок. 1620 Авраамий Палицын добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Русского государства вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Автор говорит о незыблемости общества, состоящего из «господ» и «вечных холопий», защищает теорию самодержавной монархии и подчеркивает ее Божественное происхождение. Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства. Оно было популярно в XVII—XIX вв. Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована, язык образный. Труд Авраамия Палицына — важный источник для изучения событий н. XVII в.

Шикман А.П. Политический деятель, писатель ( Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 ).

Перевезенцев С. Духовный писатель (Большая энциклопедия русского народа).

Попов М.Я. Его произведения выражают мировоззрение класса феодалов (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Богуславский В. Дворянин московский и воевода (Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004).

Бахарева Т.А. Келарь Троице-Сергиева монастыря (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Сказание Авраамия Палицына / Подг. текста и коммент. О.А. Державиной и Е.В. Колосовой; Вступ. ст. Л.В. Черепнина. М.-Л.,1955.

Кедров С. Авраамий Палицын. М., 1880;

Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. СПб., 1913;

Державина О. A., Списки «сказания» Авраамия Палицына, «Зап. отд. рукописей ГБЛ», 1952, в. 14.

источник

Келарь Авраамий Палицын в стане казаков Трубецкого под Москвой (24 августа 1612 г.) А.П. Сафонов (1852-1913)

Авраамий Палицын (? — 1626), (до пострижения Аверкий Иванович) — келарь (заведующий хозяйством) Троице-Сергиевого монастыря с 1608 по 1619 г., организатор его обороны от поляков в период Смутного времени, знаменитый автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками, его «Сказание» — ценный источник по истории Смутного времени.

Происходя из дворянской семьи Палицыных, Аверкий Иванович начал службу еще при Иоанне Грозном, а при сыне его подвергся, в 1588 г., со всем своим родом, опале. По времени ее можно догадываться, что Палицыны принадлежали к партии, в расчет которой входило расторжение брака царя Федора с Ириной Федоровной Годуновой вследствие ее бесплодия. И он был сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи. При Борисе Годунове переведен в Троице-Сергиеву лавру, затем — в Богородицко-Свияжский монастырь; ему возвращено конфискованное имущество.

С воцарением Василия Ивановича Шуйского Авраамий оказывается в числе близких в нему людей. Благодаря этому обстоятельству Авраамий выбран келарем лавры, оставаясь, однако, жить в столице по воле Государя, видевшего в иноке-царедворце надежнейшего советника и человека, умевшего принимать своевременно надлежащие меры. Так, в 1609 году, при осаде Москвы поляками, остановившими подвозы к столице припасов, вследствие чего в ней поднялись цены на хлеб, возбуждавшие народный ропот, Авраамий, как келарь лавры, имевшей в городе обширные продовольственные запасы, открыл продажу хлеба по дешевой цене из своих складов. До того времени цена на хлеб дошла в столице до 7 руб., а Авраамий назначил — по два рубля, и волнение вскоре прекратилось.

В 1610 году Дума, правившая в столице, после свержения Василия Шуйского, отправила его с посольством к польскому королю Сигизмунду, под Смоленск, с поручением просить на престол сына его, Владислава, с обязательством принять православие. Прибыв в стан короля, осаждавшего Смоленск, Авраамий понял, чего добиваются поляки и как шатка надежда на исполнение возложенного поручения. Не преследуя поэтому недостижимой цели, при поднесении лично королю подарка от лица лавры Авраамий ограничился испрошением для нее возможных милостей.

Художник П. Иванов. Патриарх Гермоген в оковах

Получив королевские грамоты на указанные пожалования, Авраамий-келарь под предлогом нездоровья в конце 1610 г. внезапно оставил стан Сигизмунда, отказавшись видеть и главу посольства, митрополита ростовского (Филарета Никитича Романова). Обстоятельство это, спустя девять лет, и послужило, как можно полагать, причиной удаления Авраамия из лавры в Соловки. Авраамий застал Москву обуреваемую внутренними раздорами Бояр и почти уже преданную на жертву полякам.

С прибытием в Москву Авраамия патриарх Гермоген, усматривая из поступка Сигизмунда тщетность на охранение православия при занятии поляками столицы, разослал первые свои воззвания к народу, призывавшие его к вооружению. Троицкая лавра приняла рассылку патриарших грамот и доставку ответов, несомненно при участии келаря. Авраамий своим рассказом лично виденного мог утвердить патриарха в решимости послать воззвания. Настоятель лавры и келарь ее, несомненно, действовали единодушно как в деле составления воззваний, так и в сборе ополчения, когда доступ к заключенному патриарху поляками был прекращен.

В это бедственное время Авраамий с Троицко-Сергиевским своим Архимандритом Дионисием отважился на такое предприятие, которого успех казался совсем невозможным. Они уговорили идти на избавление к Москве Князя Тюменского с товарищами и двух Сотников Стрелецких с 200 стрельцов, присовокупив к ним только 50 человек своих Монастырских слуг; а между тем разослали немедленно по всем Российским городам к Боярам и Воеводам просительные грамоты о поспешении на помощь к Царствующему граду. На сей вызов многие сыны Отечества, из разных городов прибывали.

Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от Поляков Виктор ВАСНЕЦОВ

Худ В.М.Васнецов. «Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от Поляков»

На Пасхе 1611 года под Москвой уже появились первые дружины защитников, а в день общей свалки на улицах Китай- и Белого города, когда бился в своем Острожке князь Димитрий Михайлович Пожарский у Сретенских ворот, Авраамий был в Москве. С приходом дружин Ляпунова и Трубецкого с казаками Заруцкого Авраамий находился при них, но не мог предотвратить ссоры, кончившейся убийством Ляпунова.

Рассылка грамот Троицкой лаврой продолжалась уже от себя, не смотря на неудачи, последовавшие за смертью Ляпунова, когда с приходом Сапеги и с движением Ходкевича русские дружины едва держались под Москвой. Рассылка воззваний в третий раз, в 1612 году, подняла нижегородцев, долго медливших в Ярославле. Чтобы поторопить прибытие сил Пожарского, к нему явился Авраамий и уже от Ярославля не оставлял его до Москвы. Прибыв с ним в столицу 20 августа 1612 г., Авраамий продемонстрировал лично большие заслуги. По прибытии своем он уговорил казаков не уходить, обещая скорую уплату условленного жалованья, затем — в решительный момент боя Пожарского с Ходкевичем, когда Трубецкой запретил своим дружинам принимать участие в битве, — словами горячего убеждения увлек полки на помощь борющимся силам.

Первое ополчение и Прокопий Ляпунов. НХ

Когда Казаки, возроптав на неплатеж им жалованья, начали было заводить бунты и междоусобия в Русском войске, то Архимандрит и Келарь, не имея денег (ибо Царями Борисом Годуновым, Димитрием Самозванцем и Шуйским истощена уже была вся казна не только Государственная, но и Монастырская), для успокоения мятежников прислали с умолительною грамотою к ним, на раздел вместо жалованья, Церковные сокровища, низанные жемчугом ризы, стихари и проч. Такое пожертвование настолько поразило мятежников, что они, устыдясь роптания своего, отослали обратно в Монастырь все утвари и поклялись, при перенесении всех возможных нужд, не отступать от Москвы, пока не освободят от поляков, и обещание свое исполнили.

Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в стане Трубецкого

С освобождением Москвы от поляков, собрался земский собор, выбравший в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.), Авраамий был назначен в члены посольства к нему в Кострому — просить принять престол. По воцарении Михаила Феодоровича, в 1618 году, польский королевич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол. Подойдя к Москве, Владислав отрядил партию и для захвата Троицкой лавры, в которой находился, за отбытием архимандрита Дионисия в Москву, один келарь Авраамий. Ему и принадлежит честь защиты обители от осаждавших ее поляков. После удачного отпора, Авраамий начал мирные переговоры, закончившие этот неудачный поздний наезд королевича миром, заключенным в селе Деулине.

Минин и Пожарский выступают в поход Юрий КАШТАНОВ

Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, Авраамий в 1619 году был вынужден уехать в Соловецкий монастырь. Он умер в месте своего невольного пострижения, оставив описание событий с 1584 по 1619 г. Описание это, всего вероятнее, начато Авраамием в 1601 году, а окончено в Соловках, незадолго до смерти автора. Оно носит заглавие: «История в память предыдущим родам, и проч.».

Авраамий Палицын — автор популярного «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах». Сохранилось в списках XVII—XVIII вв. Первые 6 глав «Сказания», написанные, возможно, не Авраамием Палицыным, а лишь отредактированные им, возникли в к. 1612 — н. 1613. В них автор, говоря «о начале беды во всей России», указывает, что ее причиной было «безумное молчание» приближенных царя Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. В нем впервые в публицистике XVII в. была сделана попытка выяснить причины происшедших событий. Ок. 1620 Авраамий Палицын добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Русского государства вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Автор говорит о незыблемости общества, состоящего из «господ» и «вечных холопий», защищает теорию самодержавной монархии и подчеркивает ее Божественное происхождение. Историческое по своему замыслу и значению «Сказание» одновременно является замечательным художественным произведением о «великой разрухе» Московского государства. Оно было популярно в XVII—XIX вв. Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована, язык образный. Труд Авраамия Палицына — важный источник для изучения событий н. XVII в.

Авраамий Палицын на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Лит.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. СПб., 1913
Попов Г. Уроки смутного времени // Наука и жизнь. — 2003. — № 8.
Палицын А. Сказание. — Изд. Императорской Археографической Коммиссии. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1909. — (Извлечено из 13-го тома «Русской Исторической Библиотеки»).
Авраамий (Палицын) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Авраамий (Палицын) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Авраамий Палицын // Большая биографическая энциклопедия

источник

Wikimedia Foundation . 2010 .

Авраамий Палицын — (до пострижения Аверкий Иванович) с 1608 по 1619 г. келарь Троице Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от поляков. Род. в половине XVI века, умер в Соловецком монастыре, на покое, 13… … Большая биографическая энциклопедия

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — см. Палицын А … Большой Энциклопедический словарь

Авраамий Палицын — Авраамий Палицын, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI века, по семейным преданиям в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года.… … Биографический словарь

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, см. ПАЛИЦЫН А. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Авраамий (Палицын) — (в. мире Аверкий Иванович Палицын) – келарь Троице Сергиевой Лавры, известный в русской истории выдающеюся патриотическою деятельностью в эпоху смутного времени. А. принадлежал к древней дворянской (литовской) фамилии Палицыных и родился в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

АВРААМИЙ, Палицын — (до принятия монашества — Аверкий Палицын) [умер 13(23).9.1626 г.], русский политический деятель и писатель. Происходил из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 г. при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале как сторонник расторжения… … Военный энциклопедический словарь

Авраамий Палицын — (до принятия монашества Аверкий Палицын) (умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале и постригся в монахи Соловецкого монастыря… … Большая советская энциклопедия

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — (до принятия монашества Аверкий Палицын) (ум. 13.IX.1626) рус. политич. деятель и писатель. Род. в дворянской семье. В 1588 подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При царе Борисе… … Советская историческая энциклопедия

Авраамий Палицын — АВРАÁМИЙ ПÁЛИЦЫН, см. Палицын А … Биографический словарь

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — (в миру Аверкий Иванович Палицын) (?—1627), русский церковный политический деятель, писатель; келарь Троице Сергиева монастыря в Смутное время, «Сказание» («История в память предидущим родом») в трех авторских (1619—26) и неавторской… … Литературный энциклопедический словарь

источник

Авра а мий П а лицын (до принятия монашества — Аверкий Палицын) (умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале и постригся в монахи Соловецкого монастыря. В 1600 возвращён Борисом Годуновым из ссылки, с 1608 — келарь Троице-Сергиевой лавры (в современном Загорске), в дни осады которого поляками был в Москве. В 1610 член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Участник выборного Земского собора 1613, руководил в 1618 обороной монастыря от польских войск. Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, А. П. в 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер.

Сочинение А. П. «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618, насыщено фактическим материалом; создано около 1620. В него вошли ранее написанные сочинения А. П., а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610—11 (по мнению П. Г. Васенко, около 1612—13) и отредактированные А. П. Сведения, которые приводит А. П. в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале 17 в. (см. Крестьянская война начала 17 в.; Польская и шведская интервенция начала 17 в.); его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» А. П. выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью, порой ритмизированной. В 17—19 вв. оно пользовалось популярностью.

Соч.: Сказание Авраамия Палицына, М.— Л., 1955.

Лит.: Кедров С., Авраамий Палицын, М., 1880; Платонов С. Ф., Древнерусские сказания и повести о Смутном времени 17 в., СПБ, 1913.

источник

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Авраамий Палицын — (до пострижения Аверкий Иванович) с 1608 по 1619 г. келарь Троице Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от поляков. Род. в половине XVI века, умер в Соловецком монастыре, на покое, 13… … Большая биографическая энциклопедия

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — см. Палицын А … Большой Энциклопедический словарь

Авраамий Палицын — Авраамий Палицын, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI века, по семейным преданиям в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года.… … Биографический словарь

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН, см. ПАЛИЦЫН А. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Авраамий (Палицын) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Авраамий. Авраамий Имя при рождении: Аверкий Иванович сын Палицын Место рождения: Протасьево Дата смерти: 13 (23) сентября 1625, 1626 или 1627 Место смерти: Соловецкий монастырь … Википедия

Авраамий (Палицын) — (в. мире Аверкий Иванович Палицын) – келарь Троице Сергиевой Лавры, известный в русской истории выдающеюся патриотическою деятельностью в эпоху смутного времени. А. принадлежал к древней дворянской (литовской) фамилии Палицыных и родился в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

АВРААМИЙ, Палицын — (до принятия монашества — Аверкий Палицын) [умер 13(23).9.1626 г.], русский политический деятель и писатель. Происходил из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 г. при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале как сторонник расторжения… … Военный энциклопедический словарь

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — (до принятия монашества Аверкий Палицын) (ум. 13.IX.1626) рус. политич. деятель и писатель. Род. в дворянской семье. В 1588 подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При царе Борисе… … Советская историческая энциклопедия

Авраамий Палицын — АВРАÁМИЙ ПÁЛИЦЫН, см. Палицын А … Биографический словарь

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН — (в миру Аверкий Иванович Палицын) (?—1627), русский церковный политический деятель, писатель; келарь Троице Сергиева монастыря в Смутное время, «Сказание» («История в память предидущим родом») в трех авторских (1619—26) и неавторской… … Литературный энциклопедический словарь

источник

(до принятия монашества — Аверкий Палицын)

(умер 13.9.1626), русский политический деятель и писатель. Родом из старинной служилой дворянской семьи. В 1588 при царе Фёдоре Ивановиче подвергся опале и постригся в монахи Соловецкого монастыря (См. Соловецкий монастырь). В 1600 возвращён Борисом Годуновым из ссылки, с 1608 — келарь Троице-Сергиевой лавры (См. Троице-Сергиева лавра) (в современном Загорске), в дни осады которого поляками был в Москве. В 1610 член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Участник выборного Земского собора 1613, руководил в 1618 обороной монастыря от польских войск. Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, А. П. в 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер.

Сочинение А. П. «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618, насыщено фактическим материалом; создано около 1620. В него вошли ранее написанные сочинения А. П., а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610—11 (по мнению П. Г. Васенко, около 1612—13) и отредактированные А. П. Сведения, которые приводит А. П. в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале 17 в. (см. Крестьянская война начала 17 в (См. Крестьянская война начала 17 в.).; Польская и шведская интервенция начала 17 в (См. Польская и шведская интервенции начала 17 века).); его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» А. П. выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью, порой ритмизированной. В 17—19 вв. оно пользовалось популярностью.

Соч.: Сказание Авраамия Палицына, М.— Л., 1955.

Лит.: Кедров С., Авраамий Палицын, М., 1880; Платонов С. Ф., Древнерусские сказания и повести о Смутном времени 17 в., СПБ, 1913.

источник

Лучшие и полные списки (всех 79 глав) в библиотеках: Спасо-Ярославского монастыря, № 796 (4°, л. 227—405), пис. в 1660 г., и № 202 (4°, 389 л.) Толгского монастыря, у Ярославля. У Строева была рукопись хронографа, при которой (4°, 390 л., полов. XVII в.) на первых 240 листах экземпляр сочинения Палицына, а далее замечательный вариант событий 1584—1613 гг. с оговоркой: «Той же первой истории последнее вторым сказанием, иже в первой сокращено зде же преполнено, и где в первой полно, зде же скращено писано, иного творения». Сергий Кедров, автор исследования «Авраамий Палицын» (Чтения в общ. ист. и др. росс., 1880 г.) напечат. и в отдельн. оттиск. 58°, 1—192 стр. (текст) и 193—202 приложения, напечатал в них: 1) Вкладную грамоту Авраамия в лавру: села и книг в 100 рублей 1611 г. 19 февр. (стр. 193—194) и 2) «Утешительное послание к архимандриту Дионисию», открытое в рукоп. сборн. № 627 библ. Казанск. дух. акад., л. 173. В своем разборе трудов Авраамия как писателя Платонов на стр. 171 книги своей «Древнерусские сказания и повести о смутном времени» заметил, что Кедров не совсем справедливо заключает, что на «Сказание» следует смотреть как на оправдательный документ личного поведения автора или — на автобиографию, а никак не на историю измышленных деяний, написанную по тщеславию». Строев и Горский в «Сказании» видели сборник записок, составленных в разное время; первые главы приблизительно относятся к 1615 г., а конец — состоящий из пяти разных частей — к 1620 г. Платонов высказал предположение, что «Повесть» 1606 г. тоже труд Авраамия, в «Сказании», только переработанный им. Энциклопедический словарь, т. I, стр. 266—269. Библиологический словарь П. М. Строева, изд. Бычковым, стр. 9—12. А. Сербин, «Келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицын, знаменитый деятель, сподвижник и защитник русской земли в мрачную эпоху самозванцев (1608—1612)», соч. А. С., СПб., 1850 г. — Отрывок из большого сочинения «Осада Троицкой лавры». Гл. I, 8—9—16 и (17—21). Стихотворение «Авраамий Палицын», помещ. в журн. «Маяк», глава II, стр. 23—30. Отд. брошюра 8°. Оценка Авраамия Палицына как историка сделана в двух статьях Д. П. Голохвастова, напечатанных в «Москвитянине» и (1842 г., 8°) отдельно «Замечание об осаде Троицкой лавры, 1608—10 гг., и описание оной историками XVII, XVIII и XIX столетий» (M., 1844, 8°); «Ответ на рецензию и хронику замечаний об осаде Троицкой лавры». С. Ф. Платонов, «Авраамий Палицын как писатель», «Рус. Архив», 1886 г., № 8. P. Кедров, «Чтения в обществе истории и древн. российских», 1880.

Авраамий Палицын

(в миру Аверкий Иванович) — знаменитый келарь Троицко-Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками; род. в селе Протасьеве близ Ростова, † 13 сентября 1625 г. Состоя в царской службе дворянином, он подвергся в 1588 г. опале, сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи, и потом является действующим как келарь Троицкого монастыря. Его «Сказание об осаде Троицко-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в Россия мятежах, сочиненное оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным» было издано в первый раз в Москве в 1784 (in 4º л.).

Авраамий Палицын

— Келарь Троицкого Сергиева Монастыря (ныне Лаврою именуемого) и Богоявленского в Москве, на Ильинской улице, бывшего Монастыря Настоятель, муж достопамятный в списке первых Патриотов, спасших Россию от бедствий в начале XVII века. Он происходил от древнего Дворянского рода, а знатнейший из предков его был некто Рыцарь, именованный Пан Иван Микулаевич, выехавший в 1373 году из Подолии в службу к Великому Князю Димитрию Ивановичу Донскому и прозванный Палицею, потому что всегда ходил с палицею весьма тяжелою, т.е., как сказано в родословной Палицыных, весом в 11,5 пуда. В конце XVI столетия Авраамий принял Монашество в Сергиевском Монастыре и, проходя разные послушания, избран наконец в Келари Монастырские. Сей чин тогда почитался важным в Монастырях. Ибо кроме распоряжения Церковных и Монашеских должностей, принадлежавшего собственно Настоятелю, все прочие Монастырские дела и учреждения зависели от Келаря. В Царствование Государя Царя Василия Ивановича Шуйского Авраамий сделался известен важными услугами Москве и потом целому Отечеству. Ибо во время бывшего там 1609 года голода несколько раз из Монастырских житниц снабжал он бедных хлебом; а во время осады города сего Поляками он сам находился в нем и чрез отписки в Троицкий Монастырь доставал оттуда осажденным порох и свинец. По низложении Царя Василия Ивановича он с Митрополитом Филаретом Никитичем отправлен был в Польшу для переговоров о преемстве Российского Престола, но, заметив вредные следствия сего посольства и одно только притеснение Посланникам Русским, возвратился с Новоспасским Архимандритом Евфимием в Россию, где нужнее была его помощь. Король сам дал им проезжую грамоту, писанную от 12 Декабря 1610 года. Но Авраамий застал Москву обуреваемую внутренними раздорами Бояр и почти уже преданную на жертву Полякам, вступившим в оную. В сие-то бедственное время он с Троицко-Сергиевским своим Архимандритом Дионисием отважился на такое предприятие, которого успех казался совсем невозможным. Они уговорили идти на избавление к Москве Князя Тюменского с товарищами и двух Сотников Стрелецких с 200 стрельцов, присовокупив к ним только 50 человек своих Монастырских слуг; а между тем разослали немедленно по всем Российским городам к Боярам и Воеводам просительные грамоты о поспешении на помощь к Царствующему граду. На сей вызов многие сыны Отечества, из разных городов прибывшие, совокупясь вместе с пришедшими от Сергиева Монастыря, под предводительством Князя Димитрия Трубецкого, подступили к Москве, сразились с Поляками, овладели Белым городом и заняли многие ворота; однако ж из Китая и Кремля не могли вытеснить неприятеля. Тогда Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий написали вторично умолительные грамоты к Боярам и Воеводам в Казань и Понизовские города. Сей вызов был также успешен. Многие Бояре, приведши войска, соединились с прежними и, напав на Поляков, осадили их со всех сторон. Но вдруг случившееся между Казаками возмущение расстроило все дело их. Казаки убили двух Воевод, а от того и прочие Воеводы, возымев недоверчивость к войскам своим, отступили и ушли из-под Москвы. Остался только один Князь Трубецкой; а к Полякам тогда пришел еще на помощь Гетман Сапега с войском и военным запасом. Осажденные, усилясь таким образом, вытеснили Русских защитников из Белагорода; а за тем пришедший еще Гетман Ходкевич окружил и Князя Трубецкого. Русские, сверх того, имели крайний недостаток в съестных припасах, в свинце и порохе. Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий, сколько могли, снабжали защитников и всю Москву сими потребностями; а между тем разослали третично слезные умолительные грамоты по всем городам Российским, дабы все сыны Отечества поспешили на помощь погибающей Москве. На сей-то убедительный вызов достопамятные в нашей Истории Князь Пожарский и Козма Минин, собрав войско, поднялись из Нижнего Новгорода. Келарь Авраамий встретил их в Ярославле и умолял о поспешении. Он сам проводил их до Сергиевой Обители и с ними же отправился под Москву, где увещаниями и просьбами много способствовал успеху Российских войск; а когда Казаки, возроптав на неплатеж им жалованья, начали было заводить бунты и междоусобия в Русском войске, то Архимандрит и Келарь, не имея денег (ибо Царями Борисом Годуновым, Димитрием Самозванцем и Шуйским истощена уже была вся казна не только Государственная, но и Монастырская), для успокоения мятежников прислали с умолительною грамотою к ним, на раздел вместо жалованья, Церковные сокровища, низанные жемчугом ризы, стихари и проч. Такое пожертвование столько поразило мятежников, что они, устыдясь роптания своего, отослали обратно в Монастырь все утвари и поклялись, при перенесении всех возможных нужд, не отступать от Москвы, пока не освободят оной от Поляков, и обещание свое исполнили.

Сию-то несчастную, но вместе и славную в Российской Истории эпоху, начиная от кончины Царя Иоанна Васильевича до возведения на Престол Царя Михаила Федоровича, описал сам Авраамий Палицын в книге, обретающейся по разным библиотекам Российским между рукописями, под разными заглавиями; но издана она в Москве 1784 г. в четвертую долю листа, под названием: Сказание о осаде Троицкого Сергиева Монастыря от Поляков и Литвы, и о бывших потом в России мятежах. Надобно притом заметить, что в сем издании сложены вместе две книги Палицына, раздельно в рукописях находящиеся. Новиков (в Опыте Истор. Словаря о Росс. Писателях), ссылаясь на Татищева, говорит, что якобы Палицын писал еще Летопись о Царствовании Царя Иоанна Васильевича. Но кроме того, что о сей Летописи нигде не упоминается, сам Татищев не говорит сего, а замечает только, что «Палицын о временах до Царя Михаила Феодоровича писал кратче и не столь порядочно, как Иосиф, Келейник Иова Патриарха; избрание же Царя Михаила Феодоровича описал со всеми обстоятельствами». Миллер о Палицына Летописи судит (в Ежемесяч. Сочинениях 1755 года, Апр., стр. 295), что «в ней слог больше витиеватой, нежели чтоб с натуральною Историческою простотою сходствовал». А Елагин (в Опыте повествов. о России) прямо называет сочинение сие пристрастным. Но нельзя не заметить, что Палицын, описывая такие происшествия, в коих сам он был лицом содействующим избавлению России, не мог писать без некоторого жара и восторга, которого трудно было бы не иметь и всякому на его месте. Надобно также извинить его и в невыгодном описании Царя Бориса потому, что он писал Историю свою при Царствовании Романовых, претерпевших от Бориса жестокое гонение. О времени кончины сего Историка неизвестно; однакож он жив был еще в 1621 году и подписывался Келарем; а в 1629 году упоминается уже другой Келарь в Сергиевом Монастыре.

Авраамий Палицын

(в миру Аверкий Иванович) — в 1608—1614 гг. келарь Троицкого Сергиева монастыря, повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками; † 13 сент. 1625 г.

Авраамий Палицын

(до пострижения Аверкий Иванович) — родом из дворян, род. в половине 16 в., ум. в Соловецком монастыре в 1626. С 1608 по 1619 А. был келарем Троице-Сергиевской лавры, т. е. заведовал хозяйством одного из крупных русских монастырей, обладавшего большим количеством земли и ведшего крупную торговлю хлебом и др. товарами. Особенно выдвинулся А. в эпоху Смутного времени. Он был ярким представителем интересов крупного монастырского землевладения, которое во время «Смуты» шло рука об руку с дворянством против восставшей крестьянской массы. Сила этой массы была так велика, что дворянству одному невозможно было с ней бороться — пришлось объединиться с другими социальными группами. А., будучи умелым тактиком борьбы за интересы своего класса, во время «Смуты» неоднократно выступал как инициатор дворянско-купеческого блока в борьбе с народным движением. А. был близок к царю Василию Шуйскому (см.), по низложении его был отправлен в посольстве к польскому королю Сигизмунду, чтобы просить его сына, царевича Владислава, занять рус. престол — для правящих классов это казалось тогда единственным выходом из междоусобной войны, грозившей гибелью и дворянству и купечеству. Ведя переговоры с Сигизмундом, А. сумел ловко выпросить у него ряд хозяйственных льгот для своего монастыря. А. был близким другом казачьих атаманов Трубецкого и Заруцкого, содействовал рассылке грамот Гермогена. Лично организовал защиту Троице-Сергиевской лавры от поляков и содействовал Пожарскому. А. оставил интересное описание своей эпохи — «сказание» об осаде монастыря и Смутном времени.

Лит.: Марксистской литературы специально об А. — нет. Немарксистская: Кедров С., Авраамий Палицын, М., 1880; Платонов С., Древнерусские сказания и повести о Смутном времени (Соч., т. II), изд. 2, СПб, 1913.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

источник

Малышман