Арыс состоял из нескольких родов которыми управлял

Объединение из нескольких арысов составлял улус, которым руководил

Объединение из нескольких улусов, составлял

Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым руководил

Хан в казахском обществе избирался султанами из числа

В казахском обществе претендовать на ханский титул могли

Небольшие военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве назывались

Классовая борьба на территории Казахстана в XV- XVIII вв. преимущественно выражалась в форме

A) откочевки из под власти правителя.

C) объявления всеобщего неповиновения.

D) вооруженного сопротивления.

Правившие родами бии и батыры были ответственны перед

При кочевом и полукочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на

При кочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на четыре типа и места осенних стоянок назывались

При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную угрозу составлял

При Касыме столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город

Главным религиозным центром всего Казахстана был город

Для всего Казахстана город Туркестан был более всего известен

D) как неприступная крепость.

E) как административный центр.

B XVI в. город Сауран был более всего известен

A) как неприступная крепость.

D) религиозными сооружениями.

E) как административный центр.

Одной из причин угасания жизни городов на юге Казахстана в XVI- XVII вв. являются

B) нашествия китайских войск.

C) развитие натурального хозяйства.

D) нашествия династии Великих Моголов.

Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в

Образец казахской исторической литературы XVI- XVII в. является сочинение «Джами ат-тауарих»

Казахское историческое произведение XVI- XVII в. является сочинение Кадыргали Джалайри.

Памятник исторической литературы XVI- XVII в. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан арабским алфавитом на

Русскому царю Борису Годунову посвящен и передан памятник исторической литературы XVI- XVII в.

Исторический научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара написан на

Летописью истории казахских племен и народов Могулистана, является научный труд XVI в. на персидском языке

Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих-и- Рашиди» сочинение

Историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в.

Историю Южного и Западного Казахстана XIII -XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в.

В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира

источник

КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI — XVII ВЕКАХ

Национальная система управления. С развитием общества из­менился и социальный состав населения. Вы сами могли убедить­ся, что существовало социальное неравенство, судя по найденным археологическим находкам в сакских и уйсунских курганах. А в средние века государства возглавляли каганы, ханы, их наследни­ки назывались тегинами, простолюдины — кара будуны, калын. букара, рабы, чернь.

В Казахском ханстве была сформирована своя национальная си­стема управления. В этой системе прочно сохранялись родоплемен­ные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.

1. Аул — это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или несколь­ких семей. Г лаву каждого аула называли аулбасы. В аулбасы обыч­но избирали мудрых, опытных, имеющих большое общественное влияние зажиточных людей. В функции аулбасы входили: укреп­ление хозяйства аульчан, назначение времени перекочевки, органи­зация работ людей и использования рабочего скота. Помимо этого, они должны были справедливо решать конфликты между сородича­ми, следить за своевременной уплатой налогов, безотлагательным исполнением распоряжений и приказов вышестоящих властей.

2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколе­ния. Ата аймаком управлял аксакал (старейшина). Жители каж­дого аула беспрекословно исполняли его решения.

3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). В рубасы избирали глубо­коуважаемого, многоопытного, с разносторонними знаниями че­ловека. Положение рода среди других зависело от его опыта, муд­рости, умения отстаивать родовые интересы.

4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлял бий. Вся община обязана была беспрекословно исполнять решения бия, повиноваться его власти. По этому поводу появилась поговорка: «У справедливого бия нет ближних, а от бия, имеющего ближних, не дождешься справедливости».

5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из ди­настий ханов и «белой кости» — знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. В XV — XVI веках пле­менные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз — аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения бай- улы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объедине­ния жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, ра­мадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, ка- расакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Правителем жуза яв­лялся хан. Каждый жуз избирал своего хана. Ханы, правящие жу- зами, как правило, должны были являться выходцами из ханских династий. Иной подход к избранию хана считался нарушением традиций. Например, завоеватель Тимур не имел наследственного права провозгласить себя ханом, всю жизнь он был эмиром.

7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из пред­ставителей знати — «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.

Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывав­шихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и ува­жаемые люди.

По сложившейся в казахском обществе традиции, в XVI веке хан­ская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знат­ные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избран­ного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъез­жались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («хан­ская дележка»).

Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел пра­во жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов при­гоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.

Ханом могли избрать не того султана, кто имел большие зем¬левладения, а того, кто имел много скота. К тому же по существо¬вавшей традиции, помимо наличия богатства, на ханский титул имели право претендовать, как обязательное условие, лишь потом¬ки Чингисхана. Потомки Чингисхана избирались ханами в зави¬симости от их возраста и близости по родству.
Казахский хан не только правил страной, но и командовал вой­сками. От его имени с населения собирали налоги (дары, согым, байгазы, ежегодный (жылу), штрафы и др.).У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пас­ли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. Их называли то- ленгитами или караша.

У казахского хана не было регулярного войска. В необходи­мых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавли­вали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угро­зы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу.

В мирное время перекочевка без согласия хана не разреша­лась. Нарушители такого порядка наказывались или платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными пе­ред ханом. Иногда властители родов и племен, недовольные ха­ном, отделившись, переходили под власть другого хана. При та­ких обстоятельствах ханская власть слабела, разгорались феодаль­ные распри и междоусобицы. Бии и батыры часто нарушали клят­ву, данную своему хану.

В результате разделения казахского народа на три жуза в каж­дом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ. По распоряжениям вождей родов и племен насе­ление в тяжелые времена (засуха, истощение пастбищ и т.д.) снималось с обжитых мест в поисках новых пастбищ. Временами казахи кочевали со скотом на тысячи километров, затем возвра­щались обратно.

Социальный состав Казахского ханства. В XVI — XVII веках социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. Казахское хан­ство в основном делилось на два класса — класс феодалов (белая кость) и класс крестьян — шаруа (черная кость). Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали другие представители патриархально — феодальной знати — эмиры или беки, баи (богачи), батыры.

Они господствовали над народными массами в лице скотово­дов и земледельцев, которые являлись мелкими производителями в своих хозяйствах, основанных на собственном труде. Класс рядо­вых скотоводов и земледельцев наряду со своей основной функ­цией — производством, нес и другие повинности. Им было вменено в обязанность ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания и т.д., обеспечивать войска военным снаряжением и продовольствием. Бедняки пасли скот богатых, являлись их домашними слугами. За такой тяжелый труд они получали скудную пищу и поношенную одежду, иногда им выделялся тощий и мелкий скот. Крестьяне- шаруа занимались земледелием, обычно возле зимовок феодалов. Они вспахивали землю феодалов, сеяли, занимались уборкой уро­жая, заготавливали сено.

Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей — ишаны, имамы, хаджи — тоже принадлежали к господствующему классу. Они также пользовались привилегиями.

Частыми были проявления классовых противоречий между феодалами и скотоводами, земледельцами. Одной из форм классо­вой борьбы народных масс были перекочевки или побеги. Так они выражали свой протест против своих господ.

1. Какой была система правления в Казахском ханстве?

2. Кто избирал хана? Как вы понимаете, с какой целью проводилась ханталапай (ханская дележка)?

3. Кого называли султанами?

4. Какие существовали классы в Казахском ханстве? Кто относился к господствующему классу?

1. Какой ступенью общественного строя управлял рубасы?

2. Как называлось всенародное собрание, на котором решались важ­нейшие вопросы в жизни казахов?

источник

В Казахском ханстве была сформирована национальная система управления, Основанная на родоплеменных традициях. Она из семи ступеней. 1. Аул — первая общественная ячейка, состоял из родственников или нескольких. Глава аула — аулбасы.Они должны были справедливо решать конфликты, следить за своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей. 2.Ата аймак(отцовский край) — несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Управлял аксакал. 3. Род —10-15аймаков. Руководил рубасы. 4. Арыс — несколько родов, управлял бий. 5. Улус — несколько арысов. Правитель улуса — султан. 6. Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза являлся хан.Каждый жуз избирал своего хана Ханы должны быть выходцами из ханских династий. 7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан.Важнейшие вопросы решались на созывавшихся курултаях,в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди. В XV-XVI веках племенные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны,сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз— аргыны,найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -12племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есенгемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7племен объединения жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Ханская власть не всегда передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан отныне имел право жить за счет народа На ханский титул имели право претендовать только потомки Чингисхана. В каждом из трех жузов избирался хан. Между владениями не было четких границ. Военные отряды хана, которые пасли его скот и помогали в хозяйстве — толенгиты. Регулярного войска не было, собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. Вслучае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. Вмирное время перекочевка без согласия хана не Разрешалась. Нарушители платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. В XVI-XVII веках социальный состав представлял собой классовую структуру феодального общества Казахское ханство делилось на два класса — класс феодалов (белая кость) и класс крестьян — шаруа (черная кость).Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним примыкали Представители патриархально-феодальной знати — эмиры или беки, баи, батыры. Рядовые скотоводы и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска снаряжением и продовольствием. Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей — ишаны, имамы, хаджи — тоже принадлежали к господствующему классу и пользовались привилегиями. Одной из форм классовой борьбы народных масс были откочевки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9265 — | 7381 — или читать все.

95.83.9.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В Казахском ханстве была сформирована своя национальная система управления. В этой системе прочно сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.
1. Аул — это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или нескольких семей. Г лаву каждого аула называли аулбасы. В аулбасы обычно избирали мудрых, опытных, имеющих большое общественное влияние зажиточных людей. В функции аулбасы входили: укрепление хозяйства аульчан, назначение времени перекочевки, организация работ людей и использования рабочего скота. Помимо этого, они должны были справедливо решать конфликты между сородичами, следить за своевременной уплатой налогов, безотлагательным исполнением распоряжений и приказов вышестоящих властей.
2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Ата аймаком управлял аксакал(старейшина). Жители каждого аула беспрекословно исполняли его решения.
3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). В рубасы избирали глубокоуважаемого, многоопытного, с разносторонними знаниями человека. Положение рода среди других зависело от его опыта, мудрости, умения отстаивать родовые интересы.
4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлялбий. Вся община обязана была беспрекословно исполнять решения бия, повиноваться его власти. По этому поводу появилась поговорка: «У справедливого бия нет ближних, а от бия, имеющего ближних, не дождешься справедливости».
5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из династий ханов и «белой кости» — знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.
6. Жуз состоял из нескольких улусов. В XV-XVI веках племенные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз — аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения бай- улы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объединения жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, ка- расакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Правителем жуза являлся хан. Каждый жуз избирал своего хана. Ханы, правящие жу- зами, как правило, должны были являться выходцами из ханских династий. Иной подход к избранию хана считался нарушением традиций. Например, завоеватель Тимур не имел наследственного права провозгласить себя ханом, всю жизнь он был эмиром.
7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из представителей знати — «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.
Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.

Охарактеризуйте просветительскую деятельность Жангира — хана Букеевской Орды.

Жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни — просветительство, опережал первого казахского ученого Шокана Уалиханова на 34 года, первого казахского педагога Ибрая Алтынсарина — на 40 лет и великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева — на 44 года. Жангир (1801–1845) – последний хан Букеевской орды 1823–1845 годов, сын Букей хана, правнук хана Абулхаира, настоящее имя – Жихангер, что означает «Покоритель мира». Имя человека многое означает и ко многому обязывает: как лодку назовёшь, так она и поплывет.

Букеевская орда тогда занимала территорию в низовьях рек Урал и Волга. В юности он получил начальноеобразование у домашнего учителя-муллы, затем воспитывался по настоянию отца в семье астраханского губернатора. Там же приобрел знания по административным методам управления ханством. Он имел великолепное образование: знал русский, персидский, арабский и частично немецкий языки. Польза от образования им сознавалась уже в молодые годы, и намерение об открытии у себя в Орде школы высказывалась в то время, когда не было ни одного дома, даже ханской ставки тогда не существовало. Современники указывают, что Жангир строго придерживался традиций и обычаев своего народа. Он среди своих – кочевник, в ученой среде – ученый. К его суждениям люди прислушивались с особым интересом и вниманием. Он из общества рабской покорности, из среды жалобных песен во время бесконечных кочевок шагнул в общество потенциальных ученых, составляющих мир мыслителей, государственных деятелей России и Европы.
Жангир общался с выдающимися деятелями науки и культуры Евразии. Хана как образованного правителя высоко ценили энциклопедист Александр Гумбольт, ботаник Карл Клаус, химик А. Бергман, профессор Тартуского университета Ф. Гебель, друг А. С. Пушкина С. А. Раевский, этнограф и сподвижник Г. Карелин.
С Жангир ханом поддерживали отношения лингвист и составитель «Толкового словаря» В. И. Даль, профессор Казанского университета Карл Фукс, государственный деятель Н. Мусин-Пушкин, ученый-путешественник Е. Ковалевский, известные востоковеды В. Григорьев и П. Небольсин, географы Я. В. и Н. В. Ханыковы, антрополог А. Харузин.

Жангир первым из казахских ханов понял, что нельзя более или менее эффективно защищать интересы народа без определенного приобщения к знаниям, к просвещению и культуре. Хан издал предписание, обязывающее правителей родов и старших крупных родовых отделений собирать средства на строительство мечетей с начальными школами – мектебами. Это нашло должное понимание у казахского населения. Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть 1845 года, школу хан содержал за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся – по существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле – татарин Садриддин Аминов.

Эта школа была единственной в то время во всем Казахстане, следовательно, Жангир был первым казахским просветителем. Школа хана способствовала пробуждению у казахского населения определенной тяги к грамоте, образованию и связи с культурой.

Выпускники школы, оканчивающие Оренбургский кадетский корпус, получали, кроме знаний, офицерские чины. Школа сыграла немаловажную роль в общекультурном движении в Казахстане. Жангир писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию – великое счастье для моего народа».

Жангир хан был сторонником оседлой жизни, ввел частную собственность на землю. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, его торговая политика была направлена на организацию ярмарок. Он в 1832 году в Букеевской Орде организовал торговую ярмарку, создал медицинские отделения, аптеку (1838), архив, карту ханства.

Жангир создал музейную коллекцию предметов быта и истории культуры казахов. В культурной жизни Букеевской орды достойное место занимала «оружейная комната». С нее берет свое начало музейное дело в Казахстане. «Оружейная комната» представляла семейно-династическую коллекцию оружия и историческую реликвию, а также ценные документы.

Казанский университет в XIX веке был форпостом российской науки. Поэтому взоры хана были обращены на Казань – университетский город, центр учебного округа, куда территориально относилась Букеевская Орда.
С целью пропаганды просвещенногообраза жизни, Жангир организовывал в ставке собрания знати, призывал отдавать детей учиться. С конца 30-х годов ХIХ века обучение казахских детей и юношей в учебных заведениях России получило общественное признание в Букеевском ханстве. Агитация за обучение детей в российских учебных заведениях стала составной частью политики хана Жангира. Пример самого хана, отдавшего всех своих детей, в том числе девочек, в русские учебные заведения, оказал сильное влияние на население Орды.

Жангир добился разрешения открытия вакансий на принятие молодых казахов в учебные заведения С.-Петербурга, Астрахани, Оренбурга, Казани. Один из образованнейших казахов середины ХIХ века и один из первых выпускников школы Жангира в Орде Мухамбет-Салык Бабажанов, который был избран членом Русского географического общества и награжден большой серебряной медалью (второй казах избранный в члены Русского географического общества после Ш. Уалиханова и первый казах, официально награжденный серебряной медалью за научные труды), писал: «До 1801 года казахам слово «письмо» было непонятно. Оно представлялось каким-то баснословным действием как, например, парение в воздухе. С этого времени, то есть с перехода на правую сторону Урала, у нас стали понимать, что письмо не миф, что в иных случаях оно могущественнее словесного выражения желания».

3. Заполните таблицу:

Кардинальные реформы в экономике Казахстана 90-ых годах XXвека.

Начало экономических реформПервый этап экономических реформ в республике охватывает период 1991-1994 гг. — с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Своеобразие первого этапа экономической реформы состоит в том, что Казахстан оставался в рублевой зоне. Макроэкономическая политика определялась Госбанком РФ и Министерством финансов РФ, которые проводили денежно-кредитную политику, исходя из интересов России. Поэтому Казахстан полностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались половинчатостью, следовали в фарватере российской политики. Наличие в это время нескольких обменных курсов, разная покупательная способность наличных и безналичных рублей, усилили инфляционные процессы, возродили бартер, который стал практически основным видом межреспубликанской торговли. этот период были достигнуты определенные успехи в деле перестройки финансовой системы страны с учетом требований рыночной экономики. Все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк наделен рядом функций центрального банка страны, но основная функция -регулирование объема денежной массы и эмиссия денег — сохранялась за Центральным банком РФ.На первом этапе экономической реформы в центре внимания оказались вопросы создания институтов рыночной экономики, которые отсутствовали в стране. Особое внимание было уделено проблеме демонополизации экономики и созданию конкурентной среды, формированию нормативно-правовых и законодательных основ рыночной системы ведения хозяйства.Ключевым компонентом радикальной реформы было преобразование государственной собственности на основе ее приватизации для создания критической массы частной собственности, что сделало бы процесс реформирования общества необратимым.Денежная реформаУКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 «О введении национальной валюты Республики Казахстан » было положено начало денежной реформы. Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю: 1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики Казахстан — тенге. 3. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета без всяких ограничений.» Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г. Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения. Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей». Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей решения проблемы неплатежей в республике.Трудности при провидении реформНа пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и знать достойное место в человеческом обществе, необходимо было решать задачи: реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1530 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

В Казахском ханстве была сформирована своя национальная си­стема управления. В этой системе прочно сохранялись родоплемен­ные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.

1. Аул — это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или несколь­ких семей. Г лаву каждого аула называли аулбасы. В аулбасы обыч­но избирали мудрых, опытных, имеющих большое общественное влияние зажиточных людей. В функции аулбасы входили: укреп­ление хозяйства аульчан, назначение времени перекочевки, органи­зация работ людей и использования рабочего скота. Помимо этого, они должны были справедливо решать конфликты между сородича­ми, следить за своевременной уплатой налогов, безотлагательным исполнением распоряжений и приказов вышестоящих властей.

2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколе­ния. Ата аймаком управлял аксакал (старейшина). Жители каж­дого аула беспрекословно исполняли его решения.

3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). В рубасы избирали глубо­коуважаемого, многоопытного, с разносторонними знаниями че­ловека. Положение рода среди других зависело от его опыта, муд­рости, умения отстаивать родовые интересы.

4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлял бий. Вся община обязана была беспрекословно исполнять решения бия, повиноваться его власти. По этому поводу появилась поговорка: «У справедливого бия нет ближних, а от бия, имеющего ближних, не дождешься справедливости».

5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из ди­настий ханов и «белой кости» — знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. В XV-XVI веках пле­менные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз — аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения бай- улы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объедине­ния жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, ра­мадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, ка- расакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Правителем жуза яв­лялся хан. Каждый жуз избирал своего хана. Ханы, правящие жу- зами, как правило, должны были являться выходцами из ханских династий. Иной подход к избранию хана считался нарушением традиций. Например, завоеватель Тимур не имел наследственного права провозгласить себя ханом, всю жизнь он был эмиром.

7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из пред­ставителей знати — «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.

Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывав­шихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и ува­жаемые люди.

источник

Национальная система управления.

В Казахском ханстве была сформирована своя национальная система управления. В этой системе прочно сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.

1. Аул — это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или нескольких семей. Главу каждого аула называли аулбасы.

2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Ата аймаком управлял аксакал (старейшина).

3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода).

4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлял бий.

5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из династий ханов и «белой кости» — знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз — аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша). Каждый жуз избирал своего хана.

7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из представителей знати — «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.

Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.

По сложившейся в казахском обществе традиции, в XVI веке ханская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъезжались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»).

Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.

На ханский титул имели право претендовать лишь потомки Чингисхана. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их возраста и близости по родству.

Казахский хан не только правил страной, но и командовал войсками. От его имени с населения собирали налоги (дары, согым, байгазы, штрафы и др.).

У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. Их называли толенгитами или караша.

У казахского хана не было регулярного войска. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу.

В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. Нарушители такого порядка наказывались или платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед ханом. Иногда властители родов и племен, недовольные ханом, отделившись, переходили под власть другого хана. При таких обстоятельствах ханская власть слабела, разгорались феодальные распри и междоусобицы. Бии и батыры часто нарушали клятву, данную своему хану.

В результате разделения казахского народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ. По распоряжениям вождей родов и племен население в тяжелые времена (засуха, истощение пастбищ и т.д.) снималось с обжитых мест в поисках новых пастбищ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9857 — | 7421 — или читать все.

95.83.9.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Укажите верное соответствие в системе управления Казахского ханства. 1. Аул А) Рубасы 2. Ата – аймак В) Би 3. Род С) Аксакал 4. Арыс D) Аулбасы 5. Улус Е) Хан 6. Жуз F) Великий хан 7. Ханство G) Султан

1) Аул 2) Ата-аймак 3)Род 4) Арыс 5) Улус 6) Жуз 7) Ханство.

Аул — это первая общественная ячейка казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей или несколь­ких семей. Г лаву каждого аула называли аулбасы. В аулбасы обыч­но избирали мудрых, опытных, имеющих большое общественное влияние зажиточных людей. В функции аулбасы входили: укреп­ление хозяйства аульчан, назначение времени перекочевки, органи­зация работ людей и использования рабочего скота. Помимо этого, они должны были справедливо решать конфликты между сородича­ми, следить за своевременной уплатой налогов, безотлагательным исполнением распоряжений и приказов вышестоящих властей.

2. Ата аймак (отцовский край) состоял из людей нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколе­ния. Ата аймаком управлял аксакал (старейшина). Жители каж­дого аула беспрекословно исполняли его решения.

3. Род в основном состоял из десяти или пятнадцати аймаков. Руководил родом рубасы (глава рода). В рубасы избирали глубо­коуважаемого, многоопытного, с разносторонними знаниями че­ловека. Положение рода среди других зависело от его опыта, муд­рости, умения отстаивать родовые интересы.

4. Арыс состоял из нескольких родов, которыми управлял бий. Вся община обязана была беспрекословно исполнять решения бия, повиноваться его власти. По этому поводу появилась поговорка: «У справедливого бия нет ближних, а от бия, имеющего ближних, не дождешься справедливости».

5. Улус включал в себя несколько арысов. Правитель улуса назывался султаном. Султанами обычно являлись выходцы из ди­настий ханов и «белой кости» — знати. В большинстве случаев ханы назначали своих сыновей и родных султанами улусов. Султаны избирали хана, непосредственно осуществляли с ним связи.

6. Жуз состоял из нескольких улусов. В XV-XVI веках пле­менные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз — аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз — 12 племен родового объединения бай- улы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объедине­ния жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, ра­мадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, ка- расакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Правителем жуза яв­лялся хан. Каждый жуз избирал своего хана. Ханы, правящие жу- зами, как правило, должны были являться выходцами из ханских династий. Иной подход к избранию хана считался нарушением традиций. Например, завоеватель Тимур не имел наследственного права провозгласить себя ханом, всю жизнь он был эмиром.

7. Ханство состояло из трех жузов. Верховным повелителем ханства являлся великий хан всех ханов. Избрание ханов из пред­ставителей знати — «белой кости» было многовековой традицией казахского народа.

Важнейшие вопросы в жизни казахов решались на созывав­шихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и ува­жаемые люди.

источник

Малышман