Тест: Пассивный словарный запас ребенка

  Автор:
  622

Тест Пассивный словарный запас ребенкаДанный тест «Пассивный словарный запас ребенка» помогает выяснить объем пассивного словаря, а так же определить уровень развития памяти, мышления и внимания у старших дошкольников и первоклассников.

Ребенку предлагают определенный набор слов, объединенных в пять групп (по 10 слов в каждой):

1. Автомобиль, стул, книга, море, мех, храбрец, кувыркаться, соединять, бить, острый.
2. Мотоцикл, табурет, газета, озеро, перья, трус, скакать, складывать, толкать, тупой.
3. Троллейбус, скамейка, афиша, океан, чешуя, лентяй, бежать, склеивать, щипать, шершавый.
4. Самолет, кресло, журнал, пруд, пух, ябеда, вертеться, связывать, кусать, режущий.
5. Поезд, лавка, письмо, лужа, ботинки, силач, мчаться, собирать, ударять, колючий.

Экспериментатор объясняет ребенку суть тестового задания: «Я назову тебе первое слово, затем буду медленно произносить другие слова, а ты будешь внимательно слушать. Твоя задача – выбрать из предложенных такие слова, которые похожи с первым словом по смыслу и объединяются в одну группу. Например, к слову «тигр» подойдут слова «бегемот, крокодил, медведь», ведь их можно определить одним общим понятием – «животные».

Убедившись в том, что ребенок правильно понял смысл поставленной перед ним задачи, взрослый называет первое слово «автомобиль», а затем медленно, с секундным интервалом между словами, зачитывает поочередно все пять словарных наборов. Прослушивая слова, ребенок должен выбирать те понятия, которые, по его мнению, подходят к уже названному. Например, к слову «автомобиль» он подбирает из второго ряда — «мотоцикл», из третьего – «троллейбус», затем – «самолет» и «поезд», то есть все слова, составляющие общую категорию «транспорт, средства передвижения».

Если во время первого прочтения какого-либо ряда ребенок не сумел найти необходимое слово, исследователь еще раз повторяет этот набор слов, но уже в более быстром темпе.

В том случае, если выбор был сделан ребенком сразу же после первого прочтения, но оказался неправильным, взрослый фиксирует неточность (делает пометку на листе бумаги, не комментируя ошибку вслух) и продолжает зачитывать следующий набор слов.

После того, как ребенку для поиска слов, родственных с первым словом из первого ряда, были зачитаны все четыре набора, экспериментатор переходит  к следующему, второму слову («стул»). Процедура повторяется до тех пор, пока взрослый назовет все 10 слов первого ряда, к которым ребенок попытается подобрать тождественные понятия из всех предложенных наборов слов.

Примечание: При необходимости взрослый может напоминать ребенку уже найденные слова, например: «Молодец, ты уже отыскал слова «море», «озеро» и «океан». Теперь я буду зачитывать следующий ряд слов, а ты продолжишь выбирать слова, имеющие такой же смысл, что и уже найденные».

Оценка полученных результатов:

  •  Ребенок правильно выбрал от 40 до 50 предложенных слов – 10 баллов, что свидетельствует об очень высоком уровне  развития;
  •  Если правильными оказались от 30 до 40 слов – соответственно, 8 или 9 баллов, уровень развития достаточно высок;
  • Ребенок смог объединить в группы 20-30 значений слов – 6-7 баллов, уровень развития выше среднего;
  • В том случае, если из всех выбранных слов верными оказались от 10 до 20 – 4-5 баллов, что говорит о среднем уровне развития;
  • Если же ребенок смог определить менее 10 из всех предложенных слов – 3 и меньше баллов соответствуют низкому уровню развития.

 

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими:

Подпишись на новости блога и получай свежие статьи на свой п/я

Оставьте ваш комментарий или вопрос