Графическая методика “Кактус”

  Автор:
  3403

Графическая методика “Кактус”Графическая методика (тест “Кактус”) предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция:

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги кактус таким, каким он его себе представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных:

При обработке результатов теста принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  •  характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  •  характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов :

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

  • Агрессивность

– наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

  • Импульсивность

– отрывистые линии, сильный нажим.

  • Эгоцентризм, стремление к лидерству

– крупный рисунок, расположенный в центре листа.

  • Неуверенность в себе, зависимость

– маленький рисунок, расположенный внизу листа.

  • Демонстративность, открытость

– наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

  • Скрытность, осторожность

– расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

  • Оптимизм

– изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

  • Тревожность

– преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

  • Женственность

– наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

  • Экстравертированность

– наличие на рисунке других кактусов или цветов.

  • Интровертированность

– на рисунке изображен только один кактус.

  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

– наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества

– изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими:

Подпишись на новости блога и получай свежие статьи на свой п/я

Комментарии на Блог
4 комментария
  1. Раиса

    Интересная методика. Время от времени буду ее использовать, чтобы следить за развитием ребенка. Спасибо!

  2. Меня тоже привлекают подобного рода тесты, по ним много можно узнать и пока есть время, подкорректировать. Спасибо большое!

  3. Мне тоже нравятся психологические тесты-рисунки. О кактусе раньше не слышала…Кроме того, по таким рисункам можно тестировать не только детей ,но и взрослых. Заходите в гости), на сайте есть интересные тесты»Рисунок человечка из геометрических фигур» и «Дерево».

Оставьте ваш комментарий или вопрос